Пятница, 29 марта
Shadow

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Собор Архистратига Михаила21 ноября Православная Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Священное Писание учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово «ангел» на греческом языке — значит «вестник». Ибо Бог нередко через них сообщает людям Свою волю.

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе

35-м правилом собор осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.

Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) — в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31

Иерархия Чинов Ангельских

Чины Ангельские разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую.

Каждую иерархию составляют три чина.

В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других возбуждают к такой же любви, как показывает и само имя их, ибо «серафим» с еврейского языка значит «пламенеющий».

После Серафимов Господу предстоят Херувимы (Быт. 3, 24).  «Херувим» – в переводе с еврейского языка значит «многое разумение» или «излияние премудрости», ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, посылается премудрость и подаётся просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами — предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Богоносными же они называются не по существу, но по благодати и по-своему служению- как таинственно и непостижимо носящие в себе Бога. А плоть же Иисуса Христа, (как пишет святой Василий Великий), называется богоносною по существу, так как она соединена нераздельно с Самим Богом Словом.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Будучи сами свободными, они добровольно и с радостью служат непрестанно Богу. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят и великие чудеса и посылают ту же благодать чудотворение угодникам Божиим, достойным таковой благодати, чтобы те могли творить чудеса, – исцелять всякие болезни и предвозвещать будущее. Святые Силы помогают и людям труждающимся и обремененным в несении возложенного на них какого-нибудь послушания, – чем объясняют свое имя – «силы» – и носят немощи немощных. Они также укрепляют каждого человека в терпении, чтобы он не изнемогал в скорби, но с крепким духом и мужественно переносил все напасти, со смирением, благодаря за всё Бога, всё устрояющего к нашей пользе.

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу дьявола. Власти утверждают добрых подвижников в духовных подвигах и трудах, оберегая их, чтобы они не лишились духовного царствия; борющимся же со страстями и похотями помогают отгонять злые помыслы, наветы вражьи и побеждать дьявола.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1, 16) называются так потому, что имеют начальствование над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять Вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Они учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгоды, а ради чести Божией и пользы ближних. Ангелы этого чина возводят достойных людей на различные почетные должности и наставляют их, чтобы они принимали власть не ради своего прибытка и пользы, не ради любочестия и суетной славы, но ради чести Божией, ради распространения и умножения святой Его славы и ради пользы ближних, – служа общим нуждам всех своих подчиненных.

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

 Служение их состоит в том, чтобы открывать пророчества, познание и разумение воли Божией, что получают они от высших чинов и возвещают низшим чинам – Ангелам, – а чрез них и людям.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают меньшие тайны и намерения Божии и наставляют людей добродетельно и праведно жить для Бога. Они приставлены для хранения каждого из нас – верующих: людей добродетельных. Ангелы поддерживают от падения, падших – поднимают, и никогда не оставляют нас, хотя бы мы и согрешили, ибо всегда готовы помогать нам, если только мы сами пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов — по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных. Хотя они по своему положению и по данной от Бога благодати и имеют разные наименования (как-то: серафимы, херувимы, престолы и прочие чины), однако все вообще называются Ангелами, ибо слово Ангел есть название не существа, но служения, по писанному: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1:14)

 

Cлужитель Божий

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») — верный служитель Божий. Это он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!»

По значению слова, Михаил есть Ангел, обладающий необыкновенною, беспримерною духовною силою.  Архангел Михаил именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против дьявола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «архистратиг», т. е. старший воин, вождь.

По этому поводу св. Григорий Великий пишет, что в то время как другие ангелы являются, чтобы принести людям какую-либо весть, Архангел Михаил посылается всякий раз, когда должна явиться чудесная сила Божия

Отцы Церкви писали, что именно св. Архангел Михаил был херувимом, поставленным у райских ворот охранять путь к дереву жизни (Быт. 3:24).

Апостол Иоанн Богослов изображает Архангела Михаила защитником христиан и низложителем дракона — с его ангелами: «была война на небе; Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и низвержен был великий дракон, змий древний, называемый диаволом и сатаною, с его ангелами на землю». (Апок. 12:1-9).

По преданию Архистратиг Михаил принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях. Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13 — 16).). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков — Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу (Дан. 3, 92 — 95).

По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, заключенному в рове со львами (кондак акафиста, 8).

Архангел Михаил запретил дьяволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).

На Руси Архангел Михаил почитался, прежде всего, как небесный воин, возглавляющий Господне воинство. Верили, что Архангела боится вся нечистая сила и при его появлении прячется или вовсе проваливается под землю. Он был также покровителем русских воинов: помогал им сражаться с иноземцами, укреплял их мужество и боевой дух. Архангел Михаил почитается также как защитник душ умерших. Ему были вверены Богом души Авраама и Богородицы при перенесении их на небо.

К архангелу Михаилу обращаются с молитвами об исцелении.

 

Архангелы

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы:

Гавриил — крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26);

Рафаил — врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил — огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20);

Селафиил — молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16);

Иегудиил — славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги;

Варахиил — раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий;

Иеремиил — возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).

 

О нашем Ангеле-хранителе

Ангела-хранителя может иметь каждый человек, если его жизнь, как и жизнь ангелов, выражается в служении Богу и людям. Такой ангел «ополчается вокруг боящихся Господа и избавляет их» (Пс.33:8) Он даруется человеку во время его крещения и пребывает с ним на протяжении всей его жизни, если христианин стремится к богоуподоблению.

Иисус Христос, призывая нас быть «как дети» (Мф.18:3), указывал, что благодаря чистоте и непорочности детей их ангелы пребывают с ними и «на небесах всегда видят лицо Отца Небесного» (Мф.18:10)

И мы в силу нашей тесной связи с ангелом-хранителем должны постоянно молиться ему и призывать его помощь и содействие на нашем жизненном пути

 

Православный календарь. Церковные праздники.spb-rf.ru

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных days.pravoslavie.ru/

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных /borisov-spas.by

 

                     Александр А.Соколовский.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *