Четверг, 25 апреля
Shadow

Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября православные христиане празднуют Рождество Пресвятой Богородицы. Этот праздник установлен Церковью еще в IV веке и относится к числу двунадесятых праздников — 12 самых важных христианских праздников.

 История празднования Рождества Богородицы

Вся история Нового завета начинается с появления на свет маленькой девочки, Которую назовут Престолом Бога, которая станет той Дверью, через которую явится Спаситель Мира, Господь наш Иисус Христос.

Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстановление казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого.

И Сын Божий для спасения людей принял человеческое естество, а Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избрал Себе Матерью.

Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только к V веку. Первые упоминания о нем мы находим у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). О празднике также пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. А в Палестине существует предание о том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы

В Праздник Рождества Пресвятой Богородицы поста нет, то есть верующим разрешается употреблять любую пищу.

 

Рождество Богоматери

Церковь донесла до нас предания, которые повествуют об обстоятельствах появления на свет Девы Марии – Той, Кому Господь доверил стать Матерью Своего Единородного Сына.

Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете.

Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона.

Супруги были бездетны. Прошло уже 50 лет их брачной жизни, но детей у них так и не было.

Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников.

По закону, поддерживаемому фарисеями, Иоаким имел право требовать развода за неплодство жены. Но он, праведный муж, любил, обожал и почитал свою жену за ее необыкновенную кротость и высокие добродетели и не хотел разлучаться с нею. Безропотно вместе несли они тяжесть испытания, продолжая вести жизнь в посте, молитве и милостынях, укрепляя друг друга любовью и не теряя надежды на милость Божию. Они твердо верили, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство супруги патриарха Авраама Сарры.

Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь.

В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. В душевных переживаниях Святой Иоаким ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитя.

Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, также горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие.

И Господь исполнил их прошение.

Когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию — быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа, Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру.

И через девять месяцев у Анны родилась Дочь, чистейшая и благословеннейшая.  Выше всего, что было когда-нибудь создано, начало нашего спасения, наша заступница перед Богом.

Естественно, что Бог хотел бы всегда в изобилии давать Свою благодать людям, но воспринимать ее могут лишь избранники Божии и в малых мерах.

Богоматерь должна была сделаться по преимуществу Благодатною (Лк. 1, 28), более всех прочих людей способною вмещать благодать, более всех готовою сказать: «Се, Раба Господня, буди Ми по глаголу Твоему»» как и сказала Она Архангелу, принимая благую весть о воплощении от Нее Бога Слова (Лк. 1, 38).

Православная Церковь верует, что Пресвятая Дева не имела личных грехов. То, что Дева Мария не имела личных грехов – это Ее личная праведность, Ее личный подвиг. Она стала «Честнейшей Херувим» и «Славнейшей Серафим» благодаря Рождению Христа. Но совершиться это Рождение могло лишь благодаря Ее чистой и аскетичной жизни

Мария, став Матерью воплотившегося Творца, явилась Госпожою и Надеждою для всего творения.

 

Наша Госпожа и Надежда

Православная Церковь с древних времен празднует зачатие Пресвятой Богородицы от престарелых, лишенных чадородия родителей, для того, чтобы рожденное Дитя было всеми признано за особый дар Божий.

По обычаю иудейскому, в 15-й день по рождении дано было Ей имя, указанное Ангелом Божиим, Мария, что значит «Госпожа», «Надежда».

Мария, став Матерью воплотившегося Творца, явилась Госпожою и Надеждою для всего творения.

От природы душа наша влечется к Богу. Подобное влечется к подобному, Богоподобное к своему первообразу, Богу. Сами по себе мы не могли бы в себе обрести веру, она – дар Божий (Еф. 2, 8). От нас же зависит оживлять веру в сердце и поддерживать её в душе.

Радость праздника состоит в том, что Бог после многовекового попечения, в человеческом роде нашел Ту, Которая явилась образцом чистоты среди множества человеческих страстей.

Бог обрел наконец Ту, Которая могла носить Его в Себе, обрел Себе Жилище в среде падших людей.

Радуясь о том, что Рождество Богородицы – это начало нашего спасения мы, должны позаботиться, чтобы данное начало для всех людей было началом и для нас, чтобы эта радость сделалась и нашей, чтобы и наши души сделались причастными общему спасению.

Сама же Матерь Божия является всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей.

 Использованные материалы:

Рождество Пресвятой Богородицы www.calend.ru

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы www.azbyka.ru

Рождество Пресвятой Богородицы www.pravmir.ru

Рождество Богородицы – начало нашего спасения borisov-spas.com

Александр А.Соколовский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *