Вторник, 17 мая
Shadow

Праздник Святой Троицы

 «Храни исповедание веры в Отца и Сына и Святого Духа…единое Божество и единую силу, которая обретает в Трех единично, и объемлет Трех раздельно, без различия в сущностях и естествах, не возрастает и не умаляется, через прибавления и убавления, повсюду равна, повсюду та же, как единая красота и единое величие неба»

Св. Григорий Богослов

 

Догмат о Пресвятой Троице является основой христианского вероучения

Первым употребил слово «Троица» в своей работе «Против Автолика» епископ Антиохии Сирийской Феофил в 168 г. н.э.

Христианское учение утверждает: Бог един в трех лицах; Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.

Дух Святой предвечно исходит от Бога Отца и пребывает в Сыне, посылается в мир от Отца Сыном. По своему достоинству Он не ниже и не выше Отца и Сына, но равен Им.

Бог Отец — творец неба и земли, Вседержитель, повелевающий Вселенной. Он воплотился на земле в лице Бога Сына — Христа, Спасителя всех людей.

Святой Дух — Божественная животворящая сила, исходящая от Отца.

Понятие «Троица» всегда использовалось для объяснения вечных взаимоотношений между Отцом, Сыном и Святым Духом.

Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает нам, чтобы мы воспевали «Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа — Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную»

Троица (День Святой Троицы, Пятидесятница) празднуется через семь недель (в 50-й день) после Пасхи. В 2015 году день Святой Троицы празднуется — 31 мая.

Явление Святого Духа

Пятидесятница у иудеев была одним из трех великих праздников. В этот день вспоминалось дарование Синайского закона, полученного евреями через 50 дней после выхода их из Египта. Этот праздник был торжественный и радостный, и евреи собирались в Иерусалим в большом количестве.

На пятидесятый день после ветхозаветной Пасхи (дня исхода еврейского народа из Египта), у горы Синай, пророк Моисей дал своему народу Божий закон и основал ветхозаветное священство. Так этот день стал днем основания ветхозаветной Церкви.

Подобным же образом День Святой Троицы связан с Новозаветной Пасхой, потому что на пятидесятый день после своего Воскресения из мертвых и на десятый день после Вознесения к своему Небесному Отцу, Иисус Христос послал апостолам Утешителя -Духа Святого.

После Вознесения Господа Иисуса Христа наступил десятый день, а после Воскресения Христова это был пятидесятый день.

Все апостолы, вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и другими верующими, по прямому указанию Господа находились в Иерусалиме.

Был третий час дня, или по-современному — девятый час утра.

Вдруг сделался шум с неба, как бы от сильного ветра, и наполнил собой весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (как бы установились) по одному над каждым из них.

И все собравшиеся в Иерусалимской горнице стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали.

И, как ни разнообразна была толпа собравшихся по происхождению и языку, каждый, однако, слышал какого-нибудь одного проповедника, который прославлял Бога на языке его страны. Удивление многих перешло в трепетный ужас, но нашлись и нечестивые, которые «насмехаясь, говорили», что апостолы «напились сладкого вина» (Деян.2,13)

И тогда апостол Петр, встав вместе с прочими апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святый, как это и было предсказано, и что Иисус Христос, Которого иудеи распяли, воскрес из мертвых, вознесся на небо и излил на них Святого Духа. (Деян.2, 14-21).

И заканчивая свою речь, апостол Петр провозгласил: «итак, твердо знай, весь народ израильский, что Бог послал Спасителем и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли»

(Деян. 2,36)

Выслушав апостола Петра «они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?» «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа», — отвечал им Петр. После сего «охотно принявшие слово «они немедленно покаялись, уверовали, крестились, и к Церкви Христовой присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян.2,37-41).

Сошествие Святого Духа на апостолов, собственно говоря, есть проявление силы Его в них, открытие в них Его особенного присутствия.

Святой Дух действовал и прежде в роде человеческом. Он был в патриархах, пророках, во всякой душе чистой; без него никогда не совершалось ни одного истинно доброго дела.

Но явление Его силы в апостолах было самым важным для всего рода человеческого.

Пришел Дух Святой, чтобы завершить то, что начато было Спасителем: сделать апостолов способными к проповедованию Евангелия всему миру, усвоить роду человеческому те Божественные дары, которые приобретены для него страданиями Сына Божия.

Просвещенные Духом Святым Апостолы мужественно и безбоязненно, с великим дерзновением начали проповедь о Христе, распятом и воскресшем из мертвых, и Церковь Христова начала расти и множиться сначала среди иудеев в Палестине, а затем и среди язычников во всем мире — «даже до края земли» (Деян 1:8).

 Триединство Бога

Во время своей земной жизни Спаситель неоднократно предсказывал ученикам пришествие Святого Духа: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.15:26). Перед Вознесением Иисус повторил апостолам свое обещание послать Утешителя: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян. 1: 8). И свершение этого обещания явилось важным для всего человеческого рода, ибо оно запечатлело новый вечный завет Бога с людьми.

Троица — один из величайших православных праздников, прославляющий триединство Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа

В сам День Святой Троицы. сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, Само же учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты.

В сошествии Святого Духа на апостолов действовала вся Святая Троица:

Бог Отец послал Святого Духа,

Бог Сын испросил послать,

Бог Дух Святый сошел.

Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога — «Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви».

   Святая Церковь

 Основанная Господом Спасителем Святая Церковь из маленькой семьи первых христиан выросла в огромную святую семью. Сбылись слова Спасителя: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32).

Иисус Христос на земле троекратно даровал ученикам Духа Святого: прежде страдания — неявно (Мф.10,20), по воскресении через дуновение — явственнее (Ин.20,22), и ныне послал Его существенно.

По рассуждению св. Григория Богослова «Ибо, как Сын Божий явился на земле видимо, то и Духу Святому надлежало явиться видимо».

Сошествием Святого Духа всему человечеству был дан благодатный закон любви и утверждено новозаветное священство.

После дня сошествия Святого Духа апостолы начали ежегодно праздновать День Святой Троицы (Пятидесятницы) и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1Кор.16,8), (Деян.20,16).

В день Пятидесятницы была образована Вселенская апостольская Церковь (Деян.2:41-47), Церковь Христа Спасителя, созданная не усилиями человеческих толкований и умствований, но Божественной благодатию.

Ириней, епископ Лионский (177г.н.э.) писал: «А церковь …приняла от апостолов и их учеников свою веру в единого Бога и Отца Всемогущего,  создавшего небо и землю и море и всё что в них и в единого Христа Иисуса, Сына Божьего, Который стал плотью для нашего спасения и в Святого Духа, Который через пророков возвестил домостроительство Божие».

Именно Святой Дух превращает людей, объединенных одной верой, в Церковь. И именно Святой Дух дает силы человеку для того, чтобы он как член Церкви мог обновлять себя, очищая покаянием и смывая силой Божественной благодати свои грехи.

Силою и содействием Святого Духа в Церкви Христовой совершаются чудеса возрождения и спасения человеческих душ.

Для совершения таинств и проповедания учения христианского, апостолы поставляли через рукоположение епископов, пресвитеров (священников, иначе иереев) и дьаконов.

Та благодать Святого Духа, которая была явно преподана апостолам, в виде огненных языков, теперь подаётся в нашей Святой Православной Церкви невидимо – в её святых таинствах, через преемников апостолов – пастырей Церкви: епископов и священников.

 В Церкви же у нас происходят «встречи» со Христом. И эти встречи разнообразны и для каждого человека, носят своеобразный характер соответственно его душе, самой подготовленности души к возможному восприятию благодати Святого Духа.

 

 Александр А. Соколовский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.