Четверг, 25 апреля
Shadow

Дмитриевская родительская суббота

Каждый день человек может сомневаться в чём-либо. Это касается, например, погоды, когда человек, услышав прогноз на завтрашний день, думает, а будет ли действительно завтра ясно или все же пасмурно. Человек сомневается в том, будет ли он здоров или заболеет, будет богатым или бедным. Эти сомнения живут с человеком на всем его жизненном пути. Однако есть то, в чем никогда сомневаться не приходится. Нет никакого сомнения, что рано или поздно человеку предстоит закончить свой жизненный путь и предстать пред Богом, то есть умереть. Смерть всегда является неожиданной трагедией.  Более того, зная, что человеческая жизнь рано или поздно закончится, мы всё равно испытываем скорбь при потере близких людей. И это по человеческому естеству понятно и объяснимо. Ведь даже, когда мы просто расстаёмся с любимыми на время – мы грустим и печалимся. При потере близких скорбь наполняет сердце и единственным средством, которое может помочь пережить и утешить эту скорбь – является молитва за усопших. Эта молитва словно нить, которая соединяет живущих и мир уже ушедших людей.

Со смертью близкого человека каждый задаётся вопросом: «Что можно сделать для него?» Ведь если наши близкие, например, заболевают, то мы спешим им на помощь, идём в больницу и аптеку, покупаем продукты и лекарства, чтобы хоть как-то помочь им. В этом сочувствии мы выражаем свою любовь и сострадание. А человек усопший не менее, а может даже более нуждается в нашей заботе. Поскольку со смертью человека его существование не прекращается. Да, тело человека умирает, но его бессмертная душа продолжает свое существование и тоже нуждается в помощи. Ибо, когда человек жив, у него есть возможность покаяться в своих грехах, примириться с ближним, высказать слова благодарности, признательности и любви своим родным, творить добро. После смерти человек теряет такую возможность. И все, что остается у него – это надежда на молитвы, которые будут совершаться его сродниками. Только молитвы являются главной и неоценимой помощью всем отошедшим в мир иной.

Молитва за усопших является древней традицией Церкви, освященной веками. Не было такого времени, когда бы христиане не молились за своих усопших сродников. Покидая тело, человек выходит из видимого мира, но он не покидает Церковь, а остается ее членом. А долг оставшихся на земле – молиться за него. Поэтому в определенные дни Церковь совершает моления об умерших и приносит бескровную жертву об их упокоении.

Особыми днями поминовения усопших являются третий, девятый и сороковой со дня кончины. Поминовение в эти дни согласуется с учением Церкви о загробном состоянии души.

В «третий день» после смерти Церковь молится за усопшего в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Первые два дня душа новопреставленного находится на земле, проходя по тем местам, которые ей были дороги. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему. Поэтому весьма важно в этот день совершить церковное поминовение души, представшей пред Богом.

Поминовение умершего в «девятый день» бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как предстатели за нас перед Богом, ходатайствуют об усопшем. После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу пред престолом Всевышнего на поклонение, где она предстоит со страхом и трепетом. В это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию об упокоении души в райских селениях со всеми святыми.

В «сороковой день» Церковь молится о том, чтобы душа преставившегося взошла в райские обители, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными. После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, где она созерцает жестокие мучения нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь: по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому в этот день очень важны и необходимы церковные молитвы и поминовения. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается его душе водворение в раю со святыми.

Также важно молиться за умерших в годовщину смерти. Ибо для православного верующего – это день рождения для новой, вечной жизни.

Кроме этих дней Церковью установлены особенные дни для торжественного, всеобщего поминовения всех от века преставившихся.   Одним из таких дней является Димитриевская родительская суббота – поминальная суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю). В 2016 году она приходится на 5 ноября. Первоначально Димитриевская суббота была днем поминовения православных воинов. Установлена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем, 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, посетил Троице-Сергиеву обитель. Совершив в Троицкой обители поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в субботу перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского. Этот родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

Впоследствии, православные христиане стали в этот день творить память не только православных воинов, за Веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех своих усопших сродников.

Очень важно посетить в этот день храм Божий и поучаствовать в соборной церковной молитве о почивших: на Божественной литургии, на которой за них приносится бескровная жертва, и панихиде. Святой 4 века святитель Кирилл Иерусалимский писал: «Великая польза будет душам, о которых приносится моление, когда предлагается Святая и Страшная Жертва». Ибо во время литургии поименно вынимаются из просфор частицы и опускаются в потир со словами: «Отмый, Господи, грехи, поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». А святитель Иоанн Златоуст по тому же поводу говорил: «При такой великой и могущественнейшей жертве, как возможно не умилостивить Бога об умерших, когда жертву эту, в лице священнодействующего, приносит Сам Христос?»

Кроме молитвы за умерших можно еще подавать милостыню, по средствам которой прощается много грехов. Ибо как написано в Священном Писании: «…Милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех. Творящие милостыни и дела правды будут долгоденствовать» (Тов. 12: 9). Святитель Иоанн Златоуст, опираясь на эти слова учил: «Хочешь ли почтить мертвого? Почти его милостынями и благотворениями; ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук».

Церковь верует, что молитва и милостыня об усопшем человеке облегчают его посмертную участь и всегда бывают полезной для него. Церковное Предание хранит множество фактов, подтверждающих это. Одним из них является рассказ из «Алфавитного патерика» о святом Макарии Египетском, который однажды, идя по пустыне, увидел лежащий на песке череп и, прикоснувшись к нему палкой, спросил: «Кто ты?» Череп отвечал: «Я был жрецом идолопоклонников, которые жили на этом месте, а ты — авва Макарий, имеющий в себе Святого Духа; когда молишься о тех, которые находятся в вечной муке, они получают некоторое облегчение».

Об этом же говорит и такая церковная притча. Увидел как-то один священник во сне юношу-рыбака. У юноши была золотая удочка с серебряной леской — и вдруг он вытащил из пучины на берег немолодую, почтенного вида, женщину. «Что за странный сон мне приснился?» — удивился священник. Посмотрел он наутро в окно и заметил неподалеку от церковной стены того самого юношу из своего сна. Только теперь молодой человек стоял на коленях и прилежно молился. Призвал его священник к себе и стал расспрашивать: кто такой, откуда, да что тут делает?

«Несколько дней назад умерла моя матушка и похоронена возле церкви, — ответил юноша. — И я дал себе обет ежедневно сорок дней подряд читать за ее душу на могиле молитву «Отче наш» и 50-й псалом. Поэтому я прихожу сюда каждый день.

И догадался тогда священник, что увидел во сне душу матери этого юноши, которая спаслась его молитвами. Золотая удочка в руках ее сына — это Господня молитва «Отче наш», а серебряная леска — 50-й псалом «Помилуй мя, Боже…», которые избавили мать праведного юноши от посмертных мук.

Таких историй в церковном предании достаточно много. И все они показывают, что пока человек живет у него есть определенная миссия. Миссия помощи усопшим своим ходатайством за их души перед Богом. Из церковного учения явствует, что сейчас ни Рая, ни ада еще нет. Есть лишь преддверие ада и преддверие рая, то есть некие сокровенные места, где души почивших находятся в ожидании вечных блаженств или вечных мучений. И пока душа находится в этом преддверии, то еще есть возможность что-то изменить, чем-то помочь усопшим. Эта возможность осуществляется молитвой и милостыней. Таков закон любви. И Сам Господь желает, чтобы мы любили друг друга, заботились друг о друге, помнили друг друга. Помнили не только о живых, но и об умерших. Ибо «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20,38).

Священник Алексей Савко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *