Четверг, 28 марта
Shadow

Благовещение — Таинство и радость

the_annunciation_1850Я Тебя молю,

Всесвятейшую,

Не отринь мою

Мольбу грешную.

Свт. Николай Сербский

Годы ожиданий

Тяжела и томительна была жизнь человека в Ветхом Завете. Пророк Иезекииль видел это в образе книжного свитка, на котором было написано и «плачь, и стон, и горе» (Иез 2. 10). Забывая Бога, человечество все более и более запутывалось в житейской земной суете, во грехах, не зная куда идти и где искать вечную истину, вечную правду, истинное добро, истинное счастье.

«Что есть истина?»

Это был и вопрос, и, одновременно, вопль всего человечества. Люди постепенно осознавали необходимость нравственного оздоровления, освящения человека, но, не находя в себе силы для этого, обращались за помощью, ждали божественной помощи, ждали долго, ждали с терпением, надеждой и с упованием.

«Скоро ли придет наш утешитель, наш избавитель, наше чаяние?» — вопрошали они небо. И им казалось, что они получали оптимистический ответ: «Ждите, помощь придет».

И вот, наконец-то, как говорит апостол Павел, «пришла полнота времени» (Гал 4. 4), наступили дни пророческих обетований, наступил конец приготовления рода человеческого к принятию Спасителя, наступил момент, заставивший возликовать всю Вселенную.

Когда наступила полнота времени и приближалось время избавления рода человеческого через Божественное вочеловечение, необходимо было, чтобы нашлась такая чистая, непорочная и святая дева, которая бы достойна была воплотить бесплотного Бога и послужить делу нашего спасения. И такая Дева нашлась.

Во всей истории человечества было, пожалуй, две самые важные для него вести: о том, что Христос родился, и о том, что Он воскрес. Но еще раньше Архангел Гавриил принес Деве Марии благую весть о грядущем рождении от Нее Спасителя мира.

Этот день мы так и называем — Благовещение.

В определении самой даты Благовещения существует два подхода:

– связь с датой Рождества Христова, поскольку 25 марта (7 апреля) отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря (7 января), которое не позднее IV века повсеместно было принято за дату Рождества Христова;

– связь с датой сотворения человека, поскольку ряд святых отцов, например, Афанасий Великий, Анастасий Антиохийский, полагают, что Благовещение и зачатие Иисуса Христа произошло 25 марта (7 апреля), так как в этот день Бог создал человека, а человек, обременённый первородным грехом, должен быть воссоздан в то время, в какое он был сотворён.

События Благовещения

В Благовещении благодатной Девы Марии Господь сотворил, и только однажды, чудо, какого никогда не было в прошедшие века и никогда не будет в грядущие.

Святой Иоанн Златоуст называл Благовещение «корнем праздников», началом всех христианских праздников.

Этого дня человечество ожидало более пяти тысяч лет.

В божественных и пророческих книгах говорилось о пришествии в мир Спасителя, и этот долгожданный час наступил. В ответ на мысли Марии перед ней предстал Архангел Гавриил и воззвал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лк 1. 28).

По мнению ряда богословов, слова архангела Гавриила — «Радуйся, Благодатная» — стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения.

Блаж. Феофилакт Болгарский пишет: «Поскольку Господь сказал Еве: «В болезни будешь рождать детей» (Быт 3. 16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: радуйся, Благодатная! Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: благословенна Ты».

Свт. Димитрий Ростовский об избрании Марии пишет: «Можно задать себе вопрос, почему Слово Божие медлило сойти на землю и воплотиться, чтобы спасти падшее человечество. Но до половины шестого тысячелетия после греха Адама не находилось на земле Девы чистой не только телом, но и духом. Была только Одна такая, единственная по Своей чистоте, духовной и телесной, достойная стать церковью и храмом Духа Святого».

Архангел возвещает Ей, что Она зачнет во чреве, и родит Сына, и наречет Ему имя Эммануил (что значит «с нами Бог»).

Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это всё означало.

И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, … и Царству Его не будет конца» (Лк 1. 30-33).

Дева Мария, как известно, от рождения была посвящена Богу, а Ее муж, старец Иосиф, обещал оберегать Ее девственность. И потому Она спросила у Архангела: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» На что Гавриил сказал, что зачатие это будет чудесным: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк 1. 34-35).

Мария — самая чистая и праведная из людей, живших на Земле, тем не менее, не считала Себя достойной такой высокой миссии. Но, увидев в словах Архангела Божью волю, Она смиренно сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1. 38). Очевидно, Она выразила этими словами следующее: «вот, Я в готовности, и препятствия не будет никакого: душа Моя желает, чрево Мое достойно, ибо оно неприкосновенно и сберегается для одного Создателя».

Считается, что в момент произнесения Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие.

О самом зачатии Сына Божия преп. Иоанн Дамаскин приводит такое мнение: «Зачатие совершилось через слух. И Слово Божие соединилось с плотию через ум, который является посредником между чистотою Божества и грубостью плоти».

Св. Николай Кавасила в своей проповеди на Благовещение говорит: «Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Её веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих Трех Лиц Святой Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле».

Таинственное зачатие Девы Марии, по учению Православной Церкви, относится к великой тайне благочестия, в нём человечество принесло в дар Богу самое чистое Его творение — Деву, способную стать Матерью Сына Божия, а Бог, приняв дар, ответил на него даром благодати Святого Духа.

Сущность радости

Праздник Благовещенья, прежде всего, является вестью и фактом радости: воплощения Спасителя, восстановления человеческого рода, свидетельства о спасении всего мира.

Впервые после падения Бог соединился с человеком при Благовещении, когда произошло в утробе Пречистой Девы Марии зачатие Бога Слова, произошло Его воплощение. Тогда настало для людей время возвращения ими утраченного райского блаженства.

Через Благовещение Пресвятой Богородицы, через воплощение Божественного Сына началось служение Бога роду человеческому.

Благовещение стало для нас началом избавления от проклятия, соединения нас с Богом и возвращения райского блаженства. В этом радостном, трепетном ощущении единения с Богом, собственно говоря, и заключается основное и спасительное для нас значение Благовещения.

В Благовещении состоялось примирение Бога с людьми, осуществилось соединение Бога с людьми, обожение воспринятой Им природы, обновление образа человека, перемена человеческого состояния, отныне люди стали быть сынами Божиими.

Пресвятая Богородица — наша руководительница, открывающая нам двери этой радости.

Дева Мария дала нам высочайший и святейший пример того, как нужно всегда, а особенно в ответственные и важные моменты своей жизни, заботиться о том, чтобы исполнить волю Божию, как Она Сама ее исполнила в день Своего Благовещения…

Праздник Благовещения Божией Матери — один из самых прекрасных, светлых, радостных и красивых праздников. Именно о Празднике Благовещения Божией Матери люди говорят, что в этот день даже и птичка гнезда не вьет, и девушка косы не заплетает — вся природа радуется и торжествует.

Благовещение прежде праздновалось на Руси как начало спасения и освобождение человечества. Это привело к обычаю в день Благовещения выпускать из клеток птиц на волю.

В Греции и на Руси в этот день старались избегать даже самой легкой работы.

 

Благовещение Пресвятой Богородицы wikipedia.org.

Арх. Павел. Проповедь на Благовещение lavra.ua/index.php?option=com…task.

Благовещение Пресвятой Богородицы blagoveshenie.paskha.ru/…/Propovedi.

Прот. Сергий Жиров. Проповедь в праздник Благовещения www.xpampx.ru.

Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви Богословские труды № 8. М., 1978.

Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Кн. 4. Гл.14. Сретенский монастырь. — М., 2003.

Прот. Владимир Башкиров. О Благовещении Пресвятой Богородицы minds.by.

Свт. Андрей Критский. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы azbyka.ru.

Схиигумен Серафим (Барадель). Слово на Благовещение valaam.ru/ru/sermons/.

 

Александр А. Соколовский

3 Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *