Вторник, 16 апреля
Shadow

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы

 

«…Счастлив и преблажен человеческий род,

от корня которого произошел столь святой

и благодатный плод…».

Святитель Илия Минятий

 

21 сентября православные христиане празднуют Рождество Пресвятой Богородицы. Этот праздник установлен Церковью еще в IV веке и относится к числу двунадесятых праздников — 12 самых важных христианских праздников. Этот день открывает новый церковный год.

Первые упоминания о нем мы находим у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-496 годы). О празднике также пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. А в Палестине существует предание о том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Для святого Андрея Критского, составившего на праздник два слова и канон (около 712 г.), Рождество Богородицы является праздником большой торжественности. В каноне он говорит, что в этот день должны «ликовствовать вся тварь», «веселиться небо и радоваться земля», «дерзать и играть безчадныя и неплоды».

В Праздник Рождества Пресвятой Богородицы поста нет, то есть верующим разрешается употреблять любую пищу.

 

Рождество Богоматери

С точки зрения вероучения, рождение Пресвятой Богородицы, Матери Иисуса Христа, не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества. О Ее рождении еще задолго до этого события содержится много предсказаний в ветхозаветных пророчествах и прообразах (чудесное произрастание; рождение Эммануила (Богочеловека) от Девы; врата, чрез которые пройдет Господь, но врата те останутся по-прежнему закрыты и проч. См.: Ис. 7: 14; Иез. 44: 1–3 и др.).

Господь благоволил, чтобы Его пришествие в мир сопровождалось не одним каким-нибудь чудом, а было окружено множеством чудес.

Чудесно Его непорочное зачатие и рождение от Девы, чудесная звезда вела волхвов к Вифлеемской пещере, чудо привело пастухов поклониться Богомладенцу, чудом Христос избежал смерти от руки Ирода, чудо заставило Симеона Богоприимца прожить более 300 лет, ожидая пришествия в мир Спасителя, ожидая исполнения пророчества, когда можно будет взять на руки Святого Младенца и произнести: «Ныне отпущаеши раба Твоего…» (Лк. 2: 29).

Чудом появилась на свет и Та, ради Которой Бог отделил еврейский народ от развращающей среды идолопоклонников.

Рождество Божией Матери — это тот апогей праведности, которого смогло достичь человечество.

В этом деле соединились два действия: Божие и человеческое. От себя люди принесли ту праведность, на которую были способны: праведность Авраама, Моисея, Давида и других праотцев. От Бога была дана благодать удержать ее и соединить в Пречистой Матери Господа. Результатом этого чудесного соработничества и стала Преблагословенная дочь Иоакима и Анны.

Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстановление казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого.

И Сын Божий для спасения людей принял человеческое естество, а Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избрал Себе Матерью.

Церковь донесла до нас предания, которые повествуют об обстоятельствах появления на свет Девы Марии — Той, Которой Господь доверил стать Матерью Своего Единородного Сына.

Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом галилейском городе Назарете.

Родители Пресвятой Богородицы были праведными, но бездетными людьми: её отец, Иоаким, был из рода пророка и царя Давида, а мать, Анна, из рода первосвященника Аарона.

Супруги прожили уже 50 лет, но детей у них так и не было.

Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников.

С этой скорбью они дожили до преклонного возраста.

Видимо, и в этом обстоятельстве хотел Господь совершить чудо, чтобы никто не посмел унизить достоинство Пресвятой Девы и сказать, что Она — обычная дочь обычных родителей.

Нет, Ее рождение — сверхъестественно. Она — плод молитв. Всю жизнь Ее праведные родители молились о даровании им ребенка. Даже тогда, когда по нашим человеческим меркам уже нужно просто смириться, они все равно продолжали молиться.

И, наконец, окончилось испытание их праведности. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру.

И через девять месяцев у Анны родилась Дочь, чистейшая и благословеннейшая.

О рождестве Ее радовались небо и земля. По случаю Ее рождения Иоаким принес Богу большие дары и жертвы, получил благословение первосвященника, священников и всех людей за то, что удостоился благословения Божия. Потом он устроил в своем доме большой пир, и все веселились и славили Бога.

Святая Церковь справедливо называет Иоакима и Анну Богоотцами, потому что от Пресвятой их Дочери Девы Марии родился Иисус Христос.

 

Наша Матерь и Заступница

Естественно, что Бог хотел бы всегда в изобилии давать Свою благодать людям, но воспринимать ее могут лишь избранники Божии.

Каждому из избранных благодать дана отчасти. Марии же — вся полнота благодати, как говорит блаженный Иероним. Поэтому, сообразно Божественному решению, новорождённой девочке было дано таинственное благодатное имя Мария, что значит «Госпожа», «Надежда».

Православная Церковь верует, что Пресвятая Дева не имела личных грехов. То, что Дева Мария не имела личных грехов — это Ее личная праведность, Ее личный подвиг. Она стала «Честнейшей Херувим» и «Славнейшей Серафим» благодаря Рождению Христа. Но совершиться это Рождение могло лишь благодаря Ее чистой и аскетичной жизни.

Мария, став Матерью воплотившегося Творца, явилась Госпожою и Надеждою для всего творения Божьего.

От природы душа наша влечется к Богу. Подобное влечется к подобному, Богоподобное к своему первообразу, Богу. Сами по себе мы не могли бы в себе обрести веру, она — дар Божий (Еф. 2: 8). От нас же зависит оживлять веру в сердце и поддерживать её в душе.

Радость праздника Рождества Пресвятой Богородицы состоит в том, что Бог после многовекового попечения в человеческом роде нашел Ту, Которая явилась образцом чистоты среди множества человеческих страстей.

Бог обрел наконец Ту, Которая могла носить Его в Себе, обрел Себе Жилище в среде падших людей.

Радуясь о том, что Рождество Богородицы — это начало нашего спасения, мы можем и должны позаботиться, чтобы данное начало для всех людей было началом и для нас, чтобы эта радость сделалась и нашей, чтобы и наши души сделались причастными общему спасению.

Сама же Матерь Божия является всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей.

Лучший же дар наш для Нее — принести Ей наши смиренные и покаянные молитвы о духовном несовершенстве своем. «Молебную службу мою приими», — так обращаемся мы к Матери Божией в молитвах утренних. Не только просим принять, но молим: «Богу Благоутробному принеси».

И даже если и малы наши «молебные службы», слабы наше усердие и решимость охранять свое сердце от нечистоты, гордости, самодовольства, но, если с верою, смирением и любовью принесём наши молитвы к Матери Божией, то Ею Самой будут они вознесены от Ее пречистых рук к престолу Господа нашего Иисуса Христа.

И через Нее, Ее молитвами и милостью Божией мы получаем благодать и избавление от смерти.

 

Рождество Богородицы — начало нашего спасения: www.borisov-spas.by.

Рождество Пресвятой Богородицы: www.borisov-spas.by.

Рождество Пресвятой Богородицы: www.calend.ru.

Рождество Пресвятой Богородицы: www.pravoslavie.ru.

 

Александр А. Соколовский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *