Пятница, 19 апреля
Shadow

Петровский – Апостольский – пост

Время поста

Петров пост начинается через семь дней после праздника Святой Троицы (Пятидесятницы). Его продолжительность каждый год разная и зависит от времени празднования Пасхи (Троицу празднуют на 50-й после Пасхи день).

Петров пост завершается всегда 12 июля, в день прославления первоверховных апостолов Петра и Павла.

В 2016 году Петровский (Апостольский) пост начинается 27 июня и заканчивается 11 июля. Длительность апостольского поста в 2016 году – 15 дней.

 

Предназначение поста

По словам святителя Иоанна Златоуста «пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных… тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились».

И Апостольский пост напрямую связан с Пятидесятницей – он всегда начинается на 8-й день после праздника Троицы.

В день Пятидесятницы Святой Дух сошел на апостолов, Сошествие Святого Духа на апостолов стало основанием Церкви. В этом событии исполнилось все, о чем говорили пророки, о чем свидетельствовал Сын Божий, и то, что Господь обещал своим ученикам. Сам Бог излил на нас Свою благодать, чтобы преодолеть человеческую отчужденность и взаимную нелюбовь. Бог даровал людям Самого Себя, ибо Дух Святой пребывает в Церкви неотступно. Благодать Святого Духа означает полноту и подлинность Божественного присутствия в Церкви. И только свободное приятие конкретным человеком  этой благодати делает людей членами Его Церкви.

И нам, следуя святому Льву Великому, «после продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа. За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований… нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

 

Установление Петрова поста

Установление Петрова поста относится к первым временам Христианской Церкви. Он заповедуется уже в «Наставлениях апостольских»: «О том, что не подобает, чтобы кто-либо на Пасху вкушал что-нибудь раньше часа, который установлен для еды. Никто на Пасху пусть не вкушает до причащения. Ибо кто так поступает, тому пост не засчитывается. Беременная же женщина или больной, который не может два дня поститься, пусть постится по необходимости в субботу, довольствуясь одним хлебом и водой. Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня (Пасхи), то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы… Пост переносится на второй месяц, и кто должен поститься, пусть сделает это в действительности». Пост Пятидесятницы известен по свидетельствам отцов раннехристианской Церкви – Ипполита Римского, Афанасия Великого, Амвросия Медиоланского, Льва Великого и Феодорита Кирского.

О церковном установлении этого поста Пятидесятницы упоминается и в Постановлениях Апостольских (IV в.): «Отпраздновав Пятидесятницу, празднуйте одну седмицу; а после нее одну седмицу поститесь; ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием и постились после послабления». Вероятно, в это время существует уже фиксированный пост Пятидесятницы, возможно для христиан-ревнителей, к которому присоединялись и те, кто по различным причинам не мог поститься перед Пасхой.

Пост в период между Пасхой и Пятидесятницей был бы неуместен, т.к. осмысляется как некая целостность, отмеченная радостью о Воскресшем Господе, а затем о пришествии Святаго Духа. Однако и память об апостольском посте перед Пятидесятницей не могла исчезнуть, и, следовательно, она могла переместиться на период после Пятидесятницы.

Святой папа Лев Великий (V в.) именно так и объясняет значение поста после Пятидесятницы: «После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа. За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провожали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований… нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

 

Апостольство  Церкви

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви – «каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» (1 Кор. 4,1). Согласно Евангелие, облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например, Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют Первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного – за твердость, другого – за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными, по первенству порядка и трудов. Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы – служители Его (Кол. 1,18).

Само название поста – Апостольский – напоминает нам об особом существенном свойстве Церкви.

Апостольство Церкви – это одно из четырех основополагающих ее свойств (в Символе Веры мы исповедуем свою веру «во единую, святую, соборную и апостольскую Церквовь»).

И сохраненный Православной Церковью Апостольский пост призывает и нас подражать апостолам.

И мы можем и должны стремиться обрести веру, подобную вере апостолов. Они услышали зов Божий и последовали за Христом. Они были с Ним не только во дни Его земной жизни. Апостолы донесли слово Божие, свет Истины, Евангелие, до «всех концов Вселенной». Никакая сила этого мира не смогла погасить огонь их любви к Богу. Ничто и никто не смог заставить их отречься от Христа. Смыслом жизни апостолов, сердцевиной их служения стало «утверждение такой системы человеческих ценностей, выше которых нет ничего.

 

Особенности поста

Петров пост не относят к числу строгих. В эти дни можно есть рыбу (кроме сред и пятниц), но следует отказаться от мяса и молочных продуктов. Традиция наставляет особое внимание в это время уделять нуждающимся. «Истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему», – говорил святой Серафим Саровский.

По мысли святых отцов, пост – есть средство для истинной духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и в пути к Богообщению. «Воздержание нужно для того, чтобы по усмирении плоти постом, легче вступить в брань с прочими страстями», – наставлял авва Серапион. Пост телесный всегда должен сопрягаться с духовным самоограничением, прежде всего в страстях, греховных желаниях, похотях. «Телесный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов… Полезен нам пост телесный, но пост душевный неотменно нужен, так что и телесный без него – ничто», – писал святитель Тихон Задонский.

 

             Александр А. Соколовский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *