Сретение Господне – встречая Господа

15 февраля Православная Церковь празднует Сретение Господне. Сегодня слово «Сретение» для многих людей остается не понятным. В переводе с церковно-славянского языка оно означает «встреча». В основании установления данного праздника находится встреча, произошедшая на сороковой день по Рождестве Христовом в Иерусалимском храме. О самом событии этой встречи коротко повествует евангелист Лука в своем Евангелии (Лк. 2, 22-40).

В день, когда младенцу Иисусу исполнилось 40 дней, родители пришли с Ним в Иерусалимский храм, чтобы принести очистительную и благодарственную жертву Богу за первенца.

Согласно закону Моисея родившая женщина считалась нечистой 40 или 80 дней, в зависимости от того, какого пола был рожденный ребенок: мужского или женского. В эти дни, называвшиеся очистительными, она не могла приходить в храм и участвовать в богослужении (Лев. 12: 2-4). По истечении этого срока семейство приходило в храм и приносило очистительную жертву. Кроме того, если младенец был первенцем, то над ним совершался обряд посвящения Богу, установленный в память избавления первенцев Израильских от поражения в ночь исхода Евреев из Египта. Так было и с Девой Марией и старцем Иосифом, которые, как благочестивые потомки Давида, следовали предписаниям Закона. И хотя Матерь Божия, как неискусобрачная и Пречистая Дева не подлежала закону очищения, все же из смирения и дабы исполнить закон, Она пришла в храм для исполнения обрядов и принесения положенных жертв.

Согласно Евангельскому повествованию, святое семейство с Богомладенцем были встречены старцем Симеоном и пророчицей Анной, находящимися в храме по наитию, которые и возвестили о Божестве сорокодневного младенца. Что же это были за люди?

Кем именно был старец Симеон и какое положение он занимал, евангелист Лука точно не указывает, однако он подробно изображает образ души старца. «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем» (Лк. 2,25). Называя старца такими словами, евангелист показывает его как одного из мужей, достойных встретить на земле Великого Царя.

По преданию, старец Симеон был одним из 72 книжников, переводивших Библию с еврейского языка на греческий, но, усомнившись в справедливости слов пророка Исаии о рождении Сына Божия от Девы, был обречен на долгую жизнь, чтобы воочию узреть исполнение пророчества. Вот что говорит евангелист Лука о долгожительстве Симеона: «Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2,25-26).

В день, когда Богомладенец был принесен в храм, произошла долгожданная встреча. Ветхозаветная Церковь, в лице старца Симеона, встретила Рожденного в Вифлееме Сына Божия, пришедшего спасти человеческий род. Старец Симеон дождался обещанного, его очи узрели ожидаемое спасение и он, исполнившись Духа Святого, изрек прощальную песнь: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка», которая явилась первым исповеданием веры в Спасителя.

Свидетелем этой встречи был еще один человек - 84-летняя вдова, которую евангелист Лука именует Анной пророчицей. Она много лет жила и трудилась при храме, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк. 2,37). Эта благочестивая женщина поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, славя Господа и пророчествуя о Нем всем, ожидавшим избавления (Лк. 2, 36-38).

Праздник Сретения очень древний. О нем упоминается уже в III, IV и V веках. Однако первоначально праздновался он скромно. А вот его торжественное празднование началось с середины VI века.

В настоящее время праздник Сретения Господня у верующих ассоциируется с днем, в который во всех церквях освящаются свечи. У многих возникает вопрос: «В чем отличие обычных свечей, которые продаются в иконных лавках от «сретенских»»? Ответ прост. Только чином освящения, ведь простые свечи тоже освещены.

Для лучшего понимания можно привести пример освящения воды. Вода в церкви освящается во время водосвятных молебнов малым чином, в то время как великий чин освящения воды, совершается всего лишь однажды в год – в праздник Крещения Господня.

Так и со «сретенскими свечами». Если простая церковная свеча освящается в любое время, то сретенская – только один раз в год и особым чином. Однако, исходя из этого факта, нельзя придавать «сретенским свечам» каких-либо магических или чудодейственных свойств. Это перебор. Ибо придание свечи волшебных свойств является свидетельством язычества, суеверия и постепенного отдаления от истинного православия, с которым подобные представления не совместимы.

Освященные в праздник Сретения Господня свечи, так же как и обычные, используются верующими для возжигания во время домашней молитвы, ибо свеча согревает молитву. Горящая свеча помогает выразить нашу любовь к Богу. Это символ нашей молитвы, устремляющейся к Нему подобно пламени свечи. Свеча – это наш дар Богу. И этот дар должен приноситься от чистого сердца.

Подготовил иерей Алексей Савко

Похожие записи:


Unix-хостинг предоставлен компанией HOSTER.BY
ВверхВверх