Пятница, 29 марта
Shadow

Забота о душе и теле

 

Поверь, мой друг, кругом все тленно,

Чем жив и славен Божий свет,

Твоя душа лишь будет ценна,

Когда оставит добрый след.

О личном доверии

Человек есть самое драгоценное и любимое создание Божие.

Господь ясно говорит нам, что мы должны доверять Ему, надеяться на Него, потому что Он Отец каждого из нас.

«Господь — свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?» (Пс 26. 1). «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» (Пс 54. 23).

Путь к Богу — это дорога, идущая вверх. Подниматься вверх всегда труднее, чем спускаться под уклон. И духовное восхождение по определению не может быть простым. Это многотрудный, узкий путь, следование которым предполагает духовное и нравственное возрастание, совершенствование человеческой личности.

Только в доверии к Богу, в надежде на Него строится и созидается религиозная жизнь человека, основанная на подлинно духовных и спасительных ценностях.

Христианская вера — это не просто философско-этическая система. Это принцип жизни, способ бытия и твердое его основание: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф 7. 24–27).

Действительное наличие христианских убеждений проверяется жизнью. В практической жизни должна присутствовать верность заповедям Господним при решении проблем в личной, семейной, профессиональной, общественной сферах.

О материальном и духовном

В основе материалистического понимания жизни находится стремление к имущественному и финансовому благополучию. В этом случае человек через приобретение ценностей материального мира пытается достичь полноты бытия.

В центре же религиозного понимания мира — стремление к Богу, обладание полнотой жизни через общение с Ним.

Путь к Богу есть дорога, следуя по которой человек достигает подлинной цели своего бытия: Богообщения, причастности к неиссякаемому Источнику вечной жизни.

Стремление к приобретению материальных благ — это погоня за призраком. Ни сегодня, ни завтра, ни на пороге смерти не удовлетворится душа человеческая своим материальным благополучием, не найдет в нем себе успокоения.

Известно, что объем создаваемых человеком в процессе труда материальных ценностей обычно превышает уровень его собственных ежедневных потребностей. Образовавшиеся излишки перераспределяются среди членов общества. Именно таким образом и обеспечивается благополучие как самого работника, так и других людей.

Работающий человек обеспечивает благополучие не только собственного семейства, родных и близких, но и трудится на благо всего общества.

Известный русский философ Н.А. Бердяев очень точно заметил, что забота человека о хлебе для себя — это материальная забота, а забота о хлебе для другого — это забота духовная.

Чтобы чему-либо по-настоящему научиться, овладеть ремеслом или получить хорошее образование, необходимо упорно трудиться, подчас отказывая себе во многом.

Широкий легкий путь не ведет вообще ни в одну из сфер творческой и высокопрофессиональной деятельности. Туда есть только узкий, трудный, тернистый путь. Проходя это поприще, человек достигает поставленной цели именно потому, что совершенствуется в процессе преодоления себя и обстоятельств.

Христианский подвижник Франциск Ассизский говорит нам: «Трудитесь, чтобы созидать мир!»

Однако же, без истины нет настоящего мира! Не может быть истинного мира, если каждый является мерой самого себя, если каждый может отстаивать всегда и только собственное право, не заботясь одновременно о благе других.

По утверждению Иисуса Христа «душа не больше ли пищи, и тело одежды?».

Назначение пищи — поддержание жизненных сил человека, чтобы он имел возможность совершать поступки для спасения своей души. Словами «душа не больше ли пищи» Иисус Христос говорит, что забота о душе важнее, чем забота о теле, связанная с приемом пищи. Но Он не отрицает необходимую заботу и о повседневном хлебе. И как одежда необходима для человека, чтобы предохранять его от непогоды, так необходимо и тело для души, так как душа обитает в теле. Тело человека — это одежда для души. Это дом для духа: «…тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога» (1Кор 6. 19).

Основа бытия

У каждого человека есть и тело, и душа. Это похоже на птицу и ее крылья: если бы птица не знала, что крылья дают ей возможность летать, они явились бы для нее лишь обузой. Но крылья позволяют ей подниматься к небесам. У всех нас есть крылья — наша душа, которые могут поднять нас так высоко к Отцу Небесному.

Бог создал человека, наделив его бессмертной душой, которая находится в телесной оболочке человека (во время земной жизни). И как одежда создана для тела, так и тело является одеждой для души.

Слово «душа» в Библии имеет несколько значений.

В книге Бытие душою живою названы животные в виде живых существ: «Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую» (Быт 1. 20); «Да произведет земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их» (Быт 1. 24). Ирод искал души Спасителя-Младенца, то есть Его жизнь: «…умерли искавшие души Младенца» (Мф 2. 20). О душе как о жизни человека говорится тогда, когда указывается, что душу можно погубить: «Душу спасти, или погубить» (Мк 3. 4).

В высшем смысловом значении слова «душа» применяется для обозначения бессмертной составляющей человека, его вечной сущности, которую невозможно уничтожить: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить…» (Мф 10. 28).

В Библии присутствуют соединения 1-го и 2-го смыслового значения в слове «душа», когда говорится о сбережении и потере души: «Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережет её» (Мф 10. 39); «Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную» (Ин 12. 25).

Слово «душа» также употребляется для обозначения объединяющих желаний, чувств, порывов: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян 4. 32).

В Священном Писании слово «душа» также используется для обозначения человека как личности: «…и стал человек душею живою» (Быт 2. 7).

Душа важнее тела, потому через спасение души человек достигает Царства Небесного.

Высшим же проявлением души человеческой является вера в Бога.

Господь Спаситель приходил на землю и претерпел страдания для спасения наших бесценных душ. Душа предназначена к вечному блаженству. Она неоцененна: из всех созданий Божиих она самое высшее создание после Ангелов. Господь Иисус Христос однажды, как бы положив ее на весы, сравнил со всеми богатствами и ценностями земного мира и сказал, что все эти богатства — ничто в сравнении с душой.

О заботе как служении

Мирские цели привлекают нас. Тяжело разрушить путы материальной жизни. Поэтому Иисус Христос помогает нам сделать правильный выбор. В Нагорной проповеди Он говорит: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Мф 6. 25). Само слово «забота» имеет несколько толкований: « – беспокойство, беспокойное обременительное дело; – мысль или деятельность, направленная к благополучию чего-либо; – внимание, попечение, уход; – усилия, старания». А слово «заботливый» поясняется как «проявляющий заботу, внимательный, старательный».

Произнеся слово «забота», Иисус Христос ведь не запрещает человеку добывать себе питье, еду, одежду, но говорит об этих заботах как о проблемах второго плана. Потому что главной целью человеческой жизни является не забота о пище, питье и одежде, а забота о спасении души через служение Богу. Поэтому, не отвергая забот мирских, связанных с добыванием необходимого питья, еды и одежды, слова Иисуса Христа указывают на первостепенность и второстепенность в исполнении дел и забот в жизни человека. Своими словами Иисус Христос просто призывает не стремиться к мирским удовольствиям и роскоши. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин 2. 15-16). И такой образ жизни, при котором человек превращается в раба своих земных удовольствий и потребностей, в слугу маммоны (бога богатства), Богу не угоден: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф 6. 24).

Неумеренное «наблюдение за телом» выражается не только в культе здорового образа жизни (именно в культе: не путать с умеренной заботой о поддержании здоровья и хорошей физической формы) или в гурманстве, но и в противоположном: в «излишней строгости жизни», которая, в силу своего наружного аскетизма, незаметно, а потому еще успешней, чем откровенное плотоугодие, может нас «увлечь в сторону», повреждая наши умы, через уклонение от простоты во Христе (см.: 2Кор 11. 3).

Ибо, как говорил свт. Григорий Нисский, «…многие, впавши в другой вид неумеренности, от излишней строгости жизни, незаметно увлеклись в сторону, противную предположенной ими цели, и иным образом отдалив душу свою от высших и Божественных предметов, низвели оную в круг мелочных забот и попечений, обратив ум свой к наблюдению за телом, так что не в состоянии свободно возноситься умом и созерцать горнее, будучи погружены в заботу о том, чтобы удручать и сокрушать свою плоть…».

Быть озабоченным материальными вещами настолько, что они завладевают нашим вниманием, забирают нашу энергию и отягощают нас беспокойством, — несовместимо ни с христианской верой, ни со здравым смыслом. В этом выражается недоверие нашему Небесному Отцу, и это откровенно глупо. Так поступают язычники.

Насколько душа больше тела, настолько больше должна быть наша забота о ней. Патриарх Кирилл говорит, что «никакая самая развитая и гуманизированная система общественных отношений неспособна повлиять на внутреннее состояние человека. Вот почему то, чем занимается Церковь, — человеческая душа — есть самая главная проблема современности. И не только современности — это самая главная проблема человеческого бытия».

Когда человек меняет свой ум, когда он отрывается от суеты и устремляется к Господу, тогда и Господь подает ему силы и на молитву, и на благое делание, и на повседневные дела.

Господь подает нам силу на все, что нам полезно.

Главное нам с вами — расставить приоритеты, понять, что забота о душе — намного важнее заботы о теле и высшее благо для нее — это общение с Богом.

Душа является единственной частью жизни, которая непосредственно отражает нашу связь с Богом, нашим Создателем. И хотя душа не осязаема и сокрыта внутри тела, она является основой того, что представляем собой мы. Если тело заключает в себе материальные аспекты нашей жизни, то душа содержит в себе аспекты духовные. Тело заботится главным образом о том, чтобы удовлетворить свои физические потребности. Оно создано Богом и наделено большим потенциалом для свершения добрых дел. Но только душа вселяет в него энергию, направляет его на добрые дела и связывает с Божественным.

Душа необыкновенна по своей природе, ибо «светильник Господень — дух человека» (Прит 20. 27).

Человек может и должен объединить тело и душу. Каждый из нас выполняет предписанное ему, используя свои специфические способности и таланты. Важно каждому осознать свое предназначение и осуществлять его через свой образ жизни в соответствии с Божьими законами.

Реальная возможность объединить тело и душу — признать, что Бог гораздо выше наших ограниченных «я», возвышеннее и тела, и души. Это требует определенного смирения, ибо человеку свойственно стремиться к самовыражению. Благодаря своей возвышенной природе, душа способна быстрее подняться над себялюбием, чем тело. Она может дисциплинировать тело, помочь ему осознать свое истинное предназначение.

Жизнь сама по себе дорога и ценна, а не те плоды и достижения, которые она приносит. Тот, кто предается только удовольствиям, эмоциям, страстям, транжирит свою жизнь. За все, что он приобретает таким образом, он должен платить. И он платит своей жизнью.

Если же человек посвящает свою жизнь возвышенной цели, то чем больше он работает, тем сильнее становится. Самое главное — это жизнь, и каждый должен ее защищать и очищать.

 

Викентий, архиеп. Екатеринбургский и Верхотурский. Православный человек должен быть тружеником: ruskline.ru.

Долженко, А.Г. Нагорная проповедь: azbyka.ru.

Кирилл, Патриарх. «Слово пастыря» — 25.96. 2011: «Забота о душе — это главная задача общества»: verav.ru.

Ожегов, С.И. Словарь русского языка (22-е изд., 1990).

Размышления о бессмертной душе: www.pskovo-pechersky-monastery.ru.

 

Александр А. Соколовский

9 Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *