Четверг, 19 мая
Shadow

Значение, сущность и символика праздника «Вход Господень в Иерусалим»

Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Неделя вайи
Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Неделя вайи

День Входа Господа Иисуса Христа в Иерусалим, по словам святителя Амвросия Медиоланского, приходился на девятый день месяца, когда избирался пасхальный агнец, которого закалывали в четырнадцатый день.

Следовательно, Иисус Христос, как истинный Агнец, Который должен был претерпеть распятие в пятницу, вошел в Иерусалим именно тогда, когда избирался прообразовательный агнец.

Как повествует нам Писание, произошло это следующим образом.

Незадолго перед крестными страданиями Господь совершил великое чудо — воскрешение из мертвых Лазаря, жителя предместья Иерусалима — Вифании (Ин 11. 1–44). Это чудо было совершено в присутствии многочисленных родственников и друзей покойного, и оно потрясло сердца людей.

Народ Иерусалима, зная о воскрешении Лазаря, встречает Иисуса очень торжественно: «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (Ин 12. 17–18). В эти часы иудейские земные представления о Мессии как только лишь о земном царе, великом вожде как будто отступили в тень. Сердца людей осветил луч надежды, что Проповедник любви и милосердия Иисус Христос и есть истинный Мессия и их духовный Владыка.

Иисус, показывая, что Он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжает на ослёнке (на Востоке въезд в город на осле означал символ мира, верхом на коне — символ войны).

В земной жизни Господа Иисуса Христа не было более торжественного момента: тысячи людей, пришедших в Иерусалим на праздник иудейской Пасхи, вдруг узнали, что во святой град вступает Тот, о Котором возвещал пророк: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах 9. 9).

Люди размахивают пальмовыми ветвями и кричат: «Осанна!» (греч. из др. евр. «спаси же!»). Они ждут, что Он явит божественную силу, ненавистные римские оккупанты будут уничтожены, и придет вечное Мессианское Царство.

Но Христос не будет истреблять римские легионы и изменять общественно-политическое устройство мира. Это совершенно бессмысленно, если нет обновления внутреннего, нравственного. Подобные попытки воздействия на события оборачиваются еще большей бедой.

На востоке с вайями — широкими листьями пальм — в руках было принято встречать знатных лиц. Пальма — символ мужества — давалась в награду победителям.

Народ встречал Иисуса Христа с пальмовыми листьями, как Победителя.

Наша же верба — синоним вайи — означает еще и воскресение из мертвых. Она расцветает после зимы ранее всех других растений.

Праздник Входа Господа в Иерусалим символизирует, с одной стороны, признание миссии Иисуса Христа, а с другой — прообраз входа Сына Человеческого в Рай.

Святитель Епифаний Кипрский толкует: «Для чего Христос, ходив прежде сего пешком, ныне и только ныне воссел на животное? Дабы показать, что Он вознесется на Крест и прославится на нем. Что знаменует «противоположная весь»? Строптивое расположение духа выгнанного из рая человека, к коему Христос послал двух учеников, то есть два Завета, Ветхий и Новый. Кого означает ослица? Без сомнения, синагогу, которая под тяжким бременем влекла жизнь и на хребте которой когда-нибудь воссядет Христос. Кого означает осленок? Необузданный языческий народ, на которого никто не садился, то есть ни закон, ни страх, ни Ангел, ни Пророк, ни Писание, но только один Бог Слово».

Символика Входа в Иерусалим как бы даже противоречива. С одной стороны, в ней проявлены доказательства Божественности Иисуса Христа, Он выступает в ней как Царь-триумфатор; Его восторженно приветствуют люди. Ему подстилают одежды под ноги. Но, с другой стороны, при этом Он въезжает не на коне, а на молодом осле, символе кротости, а затем добровольно отдает Себя неправедному суду синедриона, идет на позорную смерть на кресте.

После этих торжественных событий пройдет всего четыре дня, и всё перевернётся: неверные ученики в страхе разбегутся из ночного Гефсиманского сада, оставив связанного Учителя в руках стражи; а толпа, ныне приветствующая Мессию восторженными криками, будет в озлоблении вопить: «Распни, распни Его!»

Подражая современникам Христа, мы тоже встречаем Его с зелеными ветвями в руках.

Держа в руках веточку вербы, мы исповедуем, что Иисус Христос есть истинный Победитель смерти, демона и ада.

Держа в руках веточку вербы, мы просим у Господа, чтобы Он сподобил нас встретить Его не со стыдом и ужасом, а с радостью и ликованием в день воскресения мертвых.

Все ветхозаветные пророки Божьи говорили о том, что Царство Божье будет, придёт на землю. И мы знаем, что Оно явилось однажды. Господь Иисус Христос показал, что Он — Царь Царства Небесного и здесь на земле. В течение одного дня, во время входа в Иерусалим, Он показал, что оно будет, и, непременно, придёт на эту землю.

По словам архимандрита Рафаила (Карелина), «Вход Иисуса Христа в Иерусалим символизирует, предображает и Второе Пришествие Его на землю. Первое совершилось в тайне и в безвестии, только лишь ночной мрак и безмолвие встретили в Вифлееме родившегося Богомладенца. А Второе Пришествие Иисуса Христа будет во славе. Господь придет, окруженный Ангелами, сияющий Божественным светом. Это событие и знаменует собой вход Господа в Иерусалим, Господа, окруженного апостолами и народом, восклицающим: «Осанна Сыну Давидову, слава Сыну Давидову!»

Каждый из нас должен помнить, что он есть самый великий грешник. Если человек понимает свою греховность, значит, может и исправиться. Начало этого пути — осознание своего греховного состояния, осознание того, что нам нужен Господь, Который может войти, как в Иерусалим, и в наше сердце, — и в нашем сердце или будет распят, или прославится во всей своей славе.

А распинаем мы Господа, прежде всего, в сердце своем грехами, страстями, теми поступками, которые не могут быть достойны христианина.

И для нас часто Господь — это не любящий Отец, Который есть самая важная часть нашей жизни и Который для нас — объект любви.

Господь чаще всего для нас — это та сила, которая может нам помочь. И большая часть наших молитв — это просьбы о помощи.

Меньше всего в молитвах мы благодарим Господа. А ведь, если мы посмотрим на свою жизнь, то поймем, что ни дня без Божией помощи мы не можем прожить.

И когда нам следует молиться, мы должны молиться; и когда от нас требуется помочь ближнему, мы должны помочь ближнему; когда же от нас требуется исповедание веры — мы должны последовать за Христом и явить твердость в нашей православной вере.

Спаситель ни для кого из нас не закрыл вход в Небесное Царство. Господь всегда — даже в последнюю минуту — дает возможность спасения.

В пасхальном слове Иоанна Златоуста говорится о пришедших на пир в третьем часу, потом в шестом, в девятом, даже в одиннадцатом — каждому Господин находит оправдание и усаживает за стол, потому что это праздник для всех. По человеческим-то меркам, опоздавший вроде бы не должен допускаться, но не таково милосердие Божие.

Покаянием и желанием исправиться в каждой душе может открыться дверь, через которую будет доступ для христианской радости. К каждому из нас приходит Господь и говорит: «Следуй за Мной, внимай Моему голосу» (ср.: Мф 9. 9; 16. 24; Мк 8. 34; Лк 9. 23 и др.). И как важно не пропустить дня посещения Господня. В каждой душе просит Христос Себе обители. Даже в дни скорби и искушений не затворяет эту дверь Божественное милосердие. Требуется одно — последование страждущему Господу. Ведь Он за нас пострадал, чтобы оставить нам пример, да последуем стопам Его (см.: 1Пет 2. 21).

 

 

Материал подготовил Александр А. Соколовский

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.