Пятница, 3 февраля
Shadow

Великий Равноапостольный Константин и укрепление христианства (2 часть)

Славные  дела Константина

Император Константин принял ряд мер и действий  в пользу христианства, в частности, : он прекратил языческие игры (314 г.), освободил духовенство от гражданских повинностей и церковные земли от общих налогов (313-315 гг.), отменил казнь через распятие и издал строгий закон против иудеев, восстававших на Церковь (315 г.), дозволил освобождать рабов при церквах без особых формальностей, которые были очень затруднительны в гражданских судах (316 г.), запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому, оставив это правило только обществу (319 г.), повелел по всей империи праздновать воскресный день (321 г.), в ограждение христианских девственниц отменил бывшие у римлян законы против безбрачия; предоставил Церкви право получать имущества по завещаниям, допустил христиан к занятию высших государственных должностей, приказал строить христианские храмы и запретил вносить в них по обычаю языческих капищ, императорские статуи и изображения (325 г.).

Константин  в 324 г. перенес местопребывание правительства из Рима на Восток. Столицей он избрал древний греческий город Византию в Боспорусе, находившийся на перешейке между Черным и Мраморным морями. С древних времен через него проходил важный торговый путь. Он объявил, что место для столицы явилось ему во сне; торжественная церемония открытия совершалось христианскими духовными лицами 11 мая 330 года. Он наименовал его Новым Римом, но все называли его Константинополем, городом Константина.

Константин был первым христианским императором Римской империи, и Константинополь стал столицей христианства на Западе, а Рим руководил христиансгвом на Востоке.

Предоставляя христианству особый статус и поддерживая церковь, Константин активно вмешивался в церковные дела, добиваясь единства кафолической (от греч. καθολικὴ — всеобщей) церкви как условия единства империи и выступая арбитром в межцерковных спорах. Когда между александрийскими священником Арием и епископом Александром разгорелся христологический спор, грозивший церковным расколом, Константин созвал Никейский Собор 325 года, на котором  поддержал сторонников Александра против ариан. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин «Единосущный Отцу», навсегда закрепивший  истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода. На этом же соборе Константин заявил епископам «Вы — епископы внутренних дел церкви, я — поставленный от Бога епископ внешних дел».

Казни Криспа и Фаусты

В начале лета 326 года сын Константина Крисп (Флавий Юлий Крисп), был схвачен и казнён по приказу своего отца-императора. Причины этого достоверно не известны. Вероятно это произошло из-за оговоров  мачехи Криспа Фаусты, пытавшейся расчистить дорогу к трону своим сыновьям. Она обвинила Криспа, в том что он пытался её изнасиловать, и подкупила нескольких сенаторов, чтобы они подтвердили это. Но уже через месяц после казни сына, Константин, очевидно, раскрыв обман жены, велел запереть её в бане, где она задохнулась от жара.

Обретение Животворящего Креста

Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь  Иисус Христос. С этой цели он направил в Иерусалим свою мать – Святую царицу Елену.. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам. Ей указали, что Крест Господень зарыт в землю на месте, где язычники воздвигли храм в честь Венеры. Когда по приказанию Елены сломали здание и стали рыть землю, то нашли три креста и около них дощечку с надписью: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

 Чтобы узнать, на каком из трех крестов распят Спаситель, стали по очереди возлагать их на умершего. От двух крестов не произошло никакого чуда. Когда же возложили третий крест, то умерший воскрес, таким образом узнали крест Спасителя.

 Когда люди узнали о чуде, то все захотели увидеть святой Крест. Тогда Патриарх Иерусалимский Макарий и царица Елена стали на возвышенном месте и поставили (воздвигли) крест. Народ, видя крест Господень, молился со словами: «Господи помилуй!»

Животворящий Крест был таким  образом обретен в 326 году.

Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году. За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной

Святая равноапостольная царица Елена возжелала на месте Голгофы, на месте Гроба Господня, на месте обретения Животворящего Креста Господня, воздвигнуть величественный храм в честь Воскресения Христова. Этот храм строился почти 10 лет. В 335 году 13 сентября по старому стилю было совершено освящение храма Воскресения Христова, а на следующий день, 14 сентября, Животворящий Крест Господень был торжественно внесен в этот храм и водружен на Голгофе.

И вот с тех пор 14 (27 н.ст.) сентября ежегодно Святая Православная Церковь совершает праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня. .

Величие и прославление

Император Константин всю свою жизнь посвятил благу Церкви и сделал столько добра ей, что заслужил наименование равноапостольного. С его времени государственные учреждения, законы, военная служба стали ориентироваться на требования, которые заключаются в христианстве.

 Всей душой преданный Церкви, Константин, однако,  до последних дней жизни отлагал принятие крещения. Когда же почувствовал приближение смерти, то с благоговением принял это великое таинство г. Перед смертью он признался, что мечтал принять крещение в водах Иордана.

Константин  скончался во время молитвы в день Пятидесятницы 21 мая 337 года.

Уникальное сочетание великой идеи и великой власти позволило Константину  основать новую цивилизацию — христианскую европейскую цивилизацию, к которой сегодня относятся страны на колоссальном пространстве от России до Америки.

История присвоила ему имя Великого.

Церковь за великие заслуги именует его Равноапостольным

Библиография

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: ОБО, 1992

Бейкер Д. Константин Великий. Первый христианский император  М., 2004.398 с.

Дашков С.Б. Императоры Византии. М., 1996. 369 с.

Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998, 351 с.

Елена_Равноапостольная ru.wikipedia.org/wiki

Елена равноапостольная -drevo-info.ru/articles/1189.html

Елена равноапостольная : www.pravmir.ru

Карташёв А. В. Вселенские соборы. М.: «Эксмо», 2006. 560 с.

Константин_I_Великий  ru.wikipedia.org/wiki/

Константин Великий. Жизнеописание -vivl.ru/constantine/constan.ph

Курбатов Г.Л. История Византии. М., 1984, 207 с.

Мусский И 100 великих диктаторов. М.: «ВЕЧЕ», 2004,  246 с.

Малер А.Константин Великий  М. 2011,  371 с.

Тихомиров Л.А.Монархическая государственность  М.:ТОО «Алир», 1998, 672 с.

                             Александр А. Соколовски

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *