Четверг, 25 апреля
Shadow

Успенский пост

Пост представляется мрачным, пока не вступишь в поприще его: но начни, — и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни…

Святитель Феофан Затворник

 

Успение Божией Матери

Слово «успение» означает погружение в сон, мирную кончину, подобную сну.

Кончину Божией Матери Церковь называет Успением, потому что Она «как бы сном на малое время уснула и, как от сна, воспрянула».

Ко времени Своего Успения Пресвятая Дева Мария прибыла в Иерусалим.

Там Пресвятая Богородица молилась и приходила ко Святому Гробу Господню. И, однажды, перед Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную.

С этой вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем. Она призвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где лежала Матерь Божия.

А, вскоре, и апостолы собрались, чтобы послужить Матери Божией. Всех их собрал Святой Дух.

Каждого из собравшихся Матерь Божия призывала к Себе по имени, благословляла и каждому желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благосостоянии всего мира.

Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего Сына и Господа.

И в третьем часу внезапно верх помещения как бы исчез в лучах Света, и сошел Сам Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков,

Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея» – и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему.

Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы,

Предание Церкви доносит до нас весть о том, что тело Богоматери было восхищено в Царствие Небесное. Эта тайна Успения Пречистой Богоматери сравнивается с Воскресением Спасителя.

Нет смерти — есть успение, есть преставление.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит, что преставление ― это лишь изменение места: «переставился» человек, и душа его заняла место в ином мире, в ином веке, в ином времени

Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы погребли Ее пречистое тела. положив его в гроб и закрыв вход в пещеру камнем.

Апостол Фома не успел на погребение Богородицы и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Богородица, чтобы он смог поклониться ей в последний раз.

Но, войдя в пещеру, Фома и его сопровождающие увидели только Ее погребальные пелены, от которых исходили благоухание, но самого же тела Богоматери там не оказалось.И все, вошедшие в пещеру, осознали, что Сам Господь прежде всеобщего воскресения взял на Небо Пречистое тело Богородицы.

 

Установление Успенского поста

Пост, молитва и милостыня составляют самую безопасную ограду и избавляют человека от вечной смерти.

Пост для христианина, принявшего его в подлинном его значении — время духовного очищения, связанного с добровольным ограничением требований своей телесной природы и обновлением совести в святых Таинствах Покаяния и Причащения.

Постящийся христианин прежде всего полагает предел своим хотениям, подвизается через тесные врата, подчиняет свою волю воле церковной

Успенский пост — самый короткий многодневный пост в церковном календаре. Он начинается и заканчивается всегда одинаково.

Успенский пост длится с 14 по 27 августа.

Успенский пост посвящен Богородице: Он дошел до нас с давних времен христианства.  По словам св. Симеона Солунского «пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».

На Руси Успенский пост также именуется Спасовка, Госпожинки, Оспожинки, Спожинки.

 

Воздержания в Успенский пост

Пост — это необходимое средство для жизни духовной и для получения спасения, ибо пост, отнимая у плоти излишнюю пищу и излишнее питие, ослабляет силу чувственных влечений. Отсюда следует, что и польза поста разносторонняя:

а) пост ясно показывает человеку, что для его жизни нужно немногое, и здоровье его зависит не от изысканной, но от простой пищи и пития;

 б) пост обнаруживает господствующие в человеке страсти и пороки, к которым он прилепился сердцем, и что плоть его больше всего любит;

 в) пост делает нас способными к молитве и размышлению о Боге и Божественном. «Кто постится, тот с добрым духом молится», – говорит св. Иоанн Златоуст.

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличного поста и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», – заповедует Святая Церковь.

В посте телесном на первом плане – воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном – воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Т.е. с одной стороны пост предусматривает – оставление пищи скоромной – более питательной и употребление пищи постной – менее питательной; с другой – оставление личных грехов и прегрешений и, напротив, делание   противоположных им добродетелей.

В понедельник, среду и пятницу Успенского поста монастырский устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг – «с варением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.

В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание входили плоды нового урожая.

 

Успенский пост www.pravmir.ru

Успенский пост www.foma.ru

Как провести Успенский пост www.azbyka.ru/

 

                 А.А. Соколовский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *