Пятница, 19 апреля
Shadow

Таинство Брака

«Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф 5:32). 

Брак называется таинством, так как то, что соединяет двух разных людей в одно целое является тайной которая известна только Богу. Главные таинства Православной Церкви выражены в определённых священнодействиях, которые наполнены песнопениями, молитвословиями и многими библейскими образами. А само понимания термина таинства можно объяснить такими словами: «таинство – это священнодействие, в котором верующему преподается благодать Святого Духа» (Митрополит Иларион Алфеев).

Вот уже на протяжении более чем двух тысячелетий главная цель последователей Иисуса Христа это соединение с  Богом и наследие жизни вечной. Для достижения такой цели человеку предлагается два основных пути – монашество и семейная жизнь.  «Брак и монашество являются как бы двумя сторонами, двумя выражениями, исчерпывающими собою, с определённой точки зрения, природу Церкви» (Сурожский Антоний, Митрополит). Если благословение Божие на создание брачных союзов можно рассмотреть в Евангелии по Иоанну, а точнее в посещении Спасителем торжества в честь создания новой семьи (Ин.2:1-12), то благословение на монашеский образ жизни преподаёт апостол Павел: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться как я».

В период Ветхого Завета главной целью брака является деторождение, размножение: Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю (Быт. 1:28). Выполнение этой заповеди было крайне необходимо для богоизбранного еврейского народа и для человечества в целом. Так как только евреи были народом, который сохранил веру в Единого Бога, то именно из него в будущем должен был родиться Спаситель мира Иисус Христос. Живя в режиме постоянных войн, неисполнение этой заповеди грозило евреям завоеванием и асемелированием язычниками их народа, что привело бы к потере духовного наследия и уникальной монотеистической веры.

Если в Ветхом Завете задачей семьи являлось чадородие, то после воплощения Иисуса Христа семья взошла на ступень выше, так как главная задача её кардинально поменялась.  Как сказал священник Алексей Уминский: «Целью семьи сейчас является не чадородие, которое есть природа семейной жизни, а взаимная любовь мужа и жены». Эта мысль просматривается и в Священном писании Нового Завета.  Апостол Павел, показывая какими должны быть отношения между супругами, ставит в пример любовь Христа и Его Церкви: «Жены повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всём. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:22-25).

Идеал брака Бог установил как таинство нерасторжимого союза мужчины и женщины: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей» (Быт. 2:24) Главным врагом брачного союза является эгоизм, потому что семья в которой каждый думает только о себе в скором времени перестанет осознаваться единым механизмом. А потеря осознания себя как части цельного и потеря понимания того, что я не принадлежу себе, неминуемо ведёт к разводу. На эту тему в своих дневниках писала императрица Александра Федоровна: «Не может быть глубокой и искренней любви там, где правит эгоизм. Совершенная любовь – это совершенное самоотречение». Святитель Феофан затворник подсказывает, что нужно радоваться каждому дню в браке если мы хотим сохранить его навсегда: «Худо, когда кто в семье своей не находит себе счастья. Если находишь, благодари Господа. Но постарайся, чтоб и всегда так было. Искусство одно: всякий день начинать так, как бы он был первый после свадьбы».

Если до пришествия Христа мы еще можем слышать о допустимости разводов, разрешенных по немощи человеческой: «Если кто возьмёт жену и сделается её мужем, и она не найдёт благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего» (Втор. 24:1). То со времени Нового Завета Спаситель категорически запрещает разводится: «А я говорю вам: кто разведётся с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подаёт ей повод прелюбодействовать; и тот, кто женится на разведённой, тот прелюбодействует» (Мф. 5:31-32).

В Российской империи согласно переписи населения 1897 года на тысячу мужчин один разведённый, на тысячу женщин – две разведённые. А в современный период времени совсем другая картина, в 2014 году в Беларуси на 1000 браков приходится 587 разводов. Эта ужасающая статистика говорит о том, что таинство Брака в сознании людей потеряло свою ценность, свой смысл, свою глубину. Мне кажется, сейчас одной из главных задач Церкви является попытка объяснить людям, что брак это таинство нерасторжимого союза, заключённого между мужчиной и женщиной. «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6) – говорит нам священное писание.

Господь наш Иисус Христос, ради спасения человека и сохранения Церкви, вознёс самую великую жертву – Свою жизнь. Поэтому можно с уверенностью говорить, что тот человек, который уподобившись Спасителю пожертвует собой, дабы возрастить и сохранить малую церковь – семью, получит в награду от Господа вечную жизнь в Его будущем Царстве. 

Диакон Виктор Шабловский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *