Вторник, 23 апреля
Shadow

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец на белорусской земле

Иоанн21 декабря по благословению епископа Борисовского Вениамина в Свято-Воскресенский кафедральный собор г. Борисова прибывает икона с частицей святых мощей святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.

Архиепископ Иоанн родился 4/17 июня 1896 г. в селе Адамовка Харьковской губернии. При крещении получил имя Михаил в честь Архистратига Небесных Сил Архангела Михаила.

С детства он отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу молился; собирал иконы и церковные книги. Больше же всего он любил читать жития святых.

В годы гонений Михаил оказался в Белграде, где поступил на богословский факультет университета. В 1926 г. митрополитом Антонием (Храповицким) он был пострижен в монахи, приняв имя Иоанн в честь своего предка свт. Иоанна (Максимовича) Тобольского.

Сербский Златоуст — епископ Николай (Велимирович), — характеризуя молодого иеромонаха Иоанна, говорил: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну».

В 1934 г. иеромонах Иоанн был возведен в сан епископа и отбыл в Шанхай.

Молодой владыка ежедневно посещал больных, принимал у них исповедь и приобщал Святых Тайн. Если состояние больного становилось критическим, владыка приходил к нему в любой час дня или ночи и долго молился у его постели. Известны многочисленные случаи исцеления безнадежно больных по молитвам святителя Иоанна.

По свидетельству митрополита Антония (Храповицкого), епископ Иоанн был «зерцалом аскетической твердости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления».

Однако же с приходом коммунистов к власти русские в Китае снова вынуждены были бежать, и большинство — через Филиппины.

В 1949 г. на острове Тубабао в лагере Международной организации беженцев проживало около 5 тысяч русских из Китая. Остров находился на пути сезонных тайфунов. Но в течение всех 27 месяцев существования лагеря ему только раз угрожал тайфун, но и тогда он изменил курс и обошел остров стороной. Когда один русский упомянул о своем страхе перед тайфунами, то местные жители сказали, что причин для беспокойства нет, поскольку «ваш святой человек благословляет лагерь каждую ночь со всех четырех сторон». Когда же лагерь был эвакуирован, тайфун обрушился на остров и полностью уничтожил все строения.

C 1951 по 1962 год архиепископ Иоанн был правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской Зарубежной Церкви, архиепископом Западноевропейским и Брюссельским.

Владыка Иоанн, дабы избежать мирской славы и людских похвал, притворялся юродивым. Пребывая постоянно в молитве, архиепископ, если не служил в храме, то сам вычитывал все суточные богослужения. Часто владыка ходил босиком (для умерщвления плоти) даже в самые холодные дни, питался единожды в день, а в посты питался лишь просфорой. Для бодрости он по утрам обливал себя холодной водой. В гости не ходил, но нуждающихся в помощи всегда посещал даже в самое неожиданное время и в плохую погоду. Знакомых больных владыка ежедневно посещал со Святыми Дарами. Он обладал прозорливостью и даром сильной молитвы.

Слава владыки распространялась как среди православных, так и среди инославного населения. Когда он жил в Париже, то прославился тем, что ходил по улицам босым и в поношенной одежде. Один из местных католических священников назвал его «святым Иоанном босым».

В том же Париже диспетчер железнодорожной станции задерживал отправление поезда до прибытия «русского Архиепископа». Во всех европейских больницах знали об этом епископе, который мог молиться за умирающего всю ночь. Его звали к тяжелобольному — будь он католик, протестант, православный или кто другой, — потому что, когда владыка молился, Бог был милостив.

Дети, несмотря на обычную строгость владыки, были ему абсолютно преданы. Существует много трогательных историй о том, как блаженный непостижимым образом знал, где может быть больной ребенок, и в любое время дня или ночи приходил утешить его и исцелить. Получая откровения от Бога, он многих спасал от надвигающейся беды, а иногда являлся к тем, кому был особенно необходим, хотя физически такое перемещение казалось невозможным.

Владыка постоянно разъезжал по Европе и служил Литургии по-французски, по-голландски и по-английски. Многие его почитали как бессребреника-целителя.

С 1962 по 1966 г. владыка Иоанн служил архиепископом Западно-Американским и Сан-Францисским.

Под его руководством был построен и украшен золотыми куполами величественный собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

19 июня (2 июля) 1966 г. во время посещения г. Сиэтла с чудотворной иконой Божией Матери Курско-Коренной в возрасте 71 года великий праведник отошел ко Господу.

Его тело 6 дней лежало в гробу в жару, при этом никакого запаха не ощущалось и, по свидетельствам очевидцев, рука почившего оставалась мягкой. Мощи святителя Иоанна были обретены 29 сентября 1994 года духовенством во главе с архиепископом Сиракузским и Троицким Лавром (в 2000-2008 гг. — митрополит, первоиерарх РПЦЗ).

Останки святителя. Иоанна (Максимовича) не подверглись тлению и находятся открыто в усыпальнице кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско. Комиссия по канонизации, осматривавшая мощи владыки Иоанна, заявила, что они похожи на мощи Киево-Печерской Лавры и православного Востока.

Время показало, что святитель Иоанн чудотворец — скорый помощник всех, сущих в бедах, болезнях и скорбных обстоятельствах.

Общецерковное прославление свт. Иоанна Шанхайского состоялось на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в июне 2008 года.

В октябре 1996 года — в год столетия со дня рождения святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца — в Москве создан Фонд Иоанна Чудотворца.

Владыка Иоанн входит в каждый дом, где его ждут.

Чудеса свт. Иоанна — многочисленны, разнообразны и действенны: это и исцеление сердечных болезней, от рака, от слепоты, спасение от неминуемой смерти, помощь путешествующим, в нахождении супруга и множество-множество других. Они подробно описаны во многих книгах, посвященных чудотворцу.

И помолится пред иконой святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского с его мощами особенно актуально сейчас, когда невзгоды вокруг.

И для всех нас спасающими являются слова самого владыки: «Святость — это не просто праведность, но достижение такой духовный высоты, что благодать Божия, наполняющая святого, от него переливается и на тех, кто общается с ним. Велико блаженство святых, в котором они пребывают, созерцая славу Божию. Будучи полны любви к Богу и людям, они отзывчивы на людские нужды и ходатайствуют перед Богом и помогают тем, кто к ним обращается».

 

Пресс-служба епископа Борисовского Вениамина / Александр Соколовский

5 Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *