Четверг, 25 апреля
Shadow

Соборы святых всея Руси

Ежегодно во всех храмах Русской Православной Церкви во второе воскресение после дня святой Пятидесятницы совершается торжественное богослужение в память о «всех святых в земле Российской просеявших». В третье воскресение после дня святой Троицы, а так же в некоторые другие дни года во многих епархия Русской Церкви соборно почитаются святые, некогда прославившие эти края своими трудами, подвигами, молитвами и блаженной кончиной.

С каждым годом все в новых и новых епархиях по благословению Святейшего Патриарха устанавливаются соборные памяти святых, жизненный путь которых неразрывно связан с разными уголков нашего Отечества. У многих это вызывает некоторое недоумение: зачем нужны соборы епархиальных святых, когда есть единая соборная память «всех святых, от века Богу угодивших», и особенно празднование в честь «всех святых, в земле Российской просеявших»? Зачем собор Русских святых дробить на бесконечное количество соборный памятей? Не угрожает ли единству Русской Церкви массовое появление местных соборов святых? И не является ли этот процесс проявлением некоего «церковного» национализма? На эти и другие вопросы можно ответить лишь в том случае, если хотя бы кратко рассмотреть сам феномен соборных памятей в их исторической перспективе.

С древних времен в Церкви Христовой помимо индивидуального богослужебного почитания тех или иных святых с особым благоговением совершались торжественные богослужения в честь определенной группы угодников Божиих. Один из самых древних примеров совместного (соборного) почитания — память святых апостолов первоначально 12-ти, а в дальнейшем и 70-ти. Помимо апостолов, которых почитали единым ликом и практически повсеместно даже там, где не ступали их «благовествующие ноги», довольно рано появилось соборное почитание мучеников, пострадавших за Христа в конкретной местности. Примеры такого почитания, сохранившиеся в современном церковном календаре — память «20 000 мучеников, в Никомидии в церкви сожженных и прочих там же вне церкви пострадавших» (28 декабря/10 января), а также «40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся» (9/22 марта).

В случае с соборным почитанием святых апостолов объединяющее начало их чествования — «болезни и труды», которые апостолы подъяли ради «благовестия Христова». Их объединяет единое служение ради Христа, то есть единство подвига никак не связанно с одной конкретной местностью, оно экстерриториально, хотя древнейшая богослужебная память в честь первоверховных апостолов Петра и Павла во многом связана с единым местом их мученической кончины – Римом. Позднее соборные торжества, за исключением памяти сонмов мучеников, одновременно пострадавших за Христа, основным объединяющим началом имеют лишь единство подвига ради Христа, вне зависимости от места их блаженных трудов. Территориальный принцип при установлении памяти собора тех или иных святых становится значимым довольно поздно.

На Руси появление соборной памяти в честь Русских святых, которое пришлось на период подъема национального самосознания нашего народа, непосредственно связано с деятельностью святителя Макария митрополита Московского и всея Руси. Его трудами на Московских Соборах 1547 и 1549 годов впервые в истории Русской Церкви одновременно был прославлен целый сонм святых – 30 подвижников Русской земли. Тогда же было решено установить соборную память в честь «новых чудотворцев Русских» вместе с уже почитаемыми святыми нашего Отечества. Участники Собора 1547 года так сформулировали свое решение: «Уставили есмы ныне праздновати новым чудотворцом в Русской земли, что их Господь Бог прославил, Своих угодников, многими и различными чудесы и знаменми и не бе им до днесь соборного пения».

Первая служба в честь собора Русских святых, память которых совершалась ежегодно 17 июля, была составлена иноком суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорием. Ее текст был не очень широко распространен. По неясным причинам она не вошла в печатные московские издания богослужебных книг XVI-XVII веков, поэтому довольно скоро вышла из употребления, что привело к практически полому забвению этого соборного торжества.

Установление празднования в честь собора Русских святых стало важным прецедентом и послужило существенным импульсом для появления соборных памятей в различных частях нашего Отечества и за его пределами.

Уже в 40-х годах XVII века по просьбе святителя Петра (Могилы) митрополита Киевского иеромонах Мелетий Сириг, протосинкелл Константинопольского Патриарха, написал службу «преподобным отцам Киево-Печерским и всем святым, в Малой России просиявшим» — своего рода украинский аналог службы в честь всех русских святых. Это торжество по сей день совершается во 2-ое воскресение Великого поста. В дальнейшем, по аналогии с этими торжествами, в иных Поместных Православных Церквях были установлены такие соборные памяти, как «собор всех святых, в Болгарии просеявших», «собор всех святых, Чешских земель и Словакии» (2-ое воскресение после Пятидесятницы).

Помимо установления соборных памятей на уровне всей Поместной Церкви довольно рано, особенно в Русской Церкви, начался процесс учреждения соборов епархиальных святых. Одним из первых таких соборных памятей стало торжество в честь Новгородских святых. Самая ранняя рукопись службы Новгородским святым восходит к началу XIX века, хотя наиболее существенный вклад в изучении наследия святых, подвизавшихся на Новгородской земле, был сделан еще в первой половине XVI века трудами святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси, возглавлявшего долгие годы Новгородскую кафедру. В XIX столетии появился целый ряд епархиальных соборов святых, среди которых следует отметить: собор Вологодских святых, установление которого связано с именем святителя Иннокентия (Борисова) архиепископа Херсонского, и собор Тверских святых, установлен трудами известного агиографа Преосвященного Димитрия (Самбикина), архиепископа Тверского. И это было всего лишь началом процесса массового установления во многих епархиях Русской Православной Церкви местных соборных памятей.

Наиболее существенные события, напрямую повлиявшие на создание целого ряда соборных торжеств, посвященных святым той или иной епархии Русской Церкви — возрождение Поместным собором 1917-1918 годов общецерковного празднования памяти «всех святых, в земле Российской просиявших», и празднование 1000-летия Крещения Руси. Именно к этой знаменательной дате были приурочены установления соборных памятей: Белорусских, Радонежских, Крымских, Владимирских, Сибирских, Рязанских, Тамбовских святых.

Прославление великого сонма Новомучеников и Исповедников Российских в 2000 году дало невероятный импульс делу установления новых епархиальных соборов святых. С включением в общецерковные святцы имен почти 2000 святых, обагривших своей мученической кровью практически все уголки нашей Родины, в каждой даже самой отдаленной епархии появился сонм небесных покровителей, неразрывно связанных с этим краем, городом селом. Молитвенно почитать их память, изучать их жизненный путь и наследие – святой долг всех христиан этого края, города, села.

Установление соборной памяти святых, которому непременно предшествует серьезная исследовательская работа по изучению наследия этих подвижников, во многом способствует широкому распространению почитания местных святых. Это особенно актуально потому, как прославление новомучеников, существенно пополнившее церковный календарь сотнями новый богослужебных памятей, привело практически к обесцениванию понятия «общецерковный святой», которое предполагало непременное совершение его памяти во всех храмах Русской Православной Церкви. Согласно ныне действующему в Русской Церкви богослужебному уставу в один и тот же день нельзя полноценно совестить более трех богослужебных памятей. Современный же церковный календарь для подавляющего большинства дней года указывает более 10 памятей общецерковных святых. Это приводит к произвольному выбору приходским духовенством тех или иных памятных дат церковного календаря, которым посвящается богослужение конкретного дня. В связи с эти, практически повсеместно на приходах пренебрегают памятью тех или иных святых, в особенности новомучеников, жизненных путь которых непосредственно связанных с конкретной епархией и даже храмом. Чаще всего причиной такого положения вещей является тривиальная неосведомленность духовенства и тем более прихожан о жизни и подвигах епархиальных святых.

Установление епархиального собора святых, часто позволяет обратить внимание духовенства и прихожанам на жизнь угодников Божиих, некогда подвизавшихся бок о бок с нашими предками, в наших городах и селах. Из-за многочисленности практически невозможно равным образом на всех приходах Русской Церкви почтить память каждого новомученика, но это не дает нам права вовсе пренебрегать их памятью, особенно тех подвижников, которые освятили своими подвигами, то место, где мы живем и трудимся. Решению этой проблемы во многом способствует создание епархиального собора святых, который позволяет правильно расставлять приоритеты при выборе тех или иных богослужебных памятей на приходах каждой отдельно взятой епархии.

«Человеку, — писал протопресвитер Александр Шмеман, — свойственно любить Родину. Еще древние римляне говорили: «Сладко и прекрасно умирать за Родину». А наш российский поэт сказал: «И дым Отечества нам сладок и приятен». Но гораздо реже задумывался человек и задумывается над смыслом подлинной любви к Родине. И еще реже — над просветлением и очищением этого природного и естественного чувства». И вот именно тут, может помочь нам как, в грозе и буре возрожденный, праздник всех Русских святых, так и прочие, в том числе недавно установленные, епархиальные соборы святых. Ведь все эти соборные памяти в качестве объединяющего начала имеют не национальное единство, или общность социального и иерархического положения, а подлинное единство радостной полноты жизни в Боге, в Котором «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».(Кол.3:11)

Такое подлинное понимание объединяющего начала любой местной соборной памяти, будь то собор Новгородских или Воронежских святых, или в целом «всех святых, в земле Российской просиявших», позволяет преодолеть искушение увидеть в этих торжествах завуалированный национализм или некие имперские амбиции. Ведь среди святых, просеявших в земле Российской — люди всех званий и состояний, разного возраста и пола, монахи и князья, ученые и простецы, самых разных национальностей: русские, греки, татары, болгары, грузины, немцы, евреи и так далее. Все они едины во Христе, все подвизались в нашей Церкви, и на нашей земле, и тот факт, что те или иные подвижники включены в епархиальный собор святых не отделяет их от сонма всех Русских святых и тем более от всех святых, от века Богу угодивших. Напротив местный собор святых, обращая наше внимание на конкретные примеры святости, явленные рядом с нами, позволяет ощутить реальную достижимость святости, то есть того подлинного единства жизни во Христе, которое преодолевает всякое разделение. Ведь святые зовут нас не к мести и ненависти, а к молитве, твердости в вере и любви. Их кровью полита наша земля, и их молитвами живет ныне Русская Церковь, сохраняя подлинное «единство Духа в союзе мира» (Еф.4,3).

Татьянин День 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *