Четверг, 28 марта
Shadow

Праздник женщин: как христианин должен относиться к празднику 8 марта?

Каждый человек, проживающий на территории бывшего Советского Союза знаком не понаслышке  с праздником 8 марта, известным еще под названием «женский день».  Ежегодно отмечается ООН как Международный день борьбы за права женщин и международный мир. Исторически появился как день солидарности трудящихся женщин в борьбе за равенство прав и эмансипацию.

В календаре ежегодно этот день отмечен красным цветом, и каждый уважающий себя мужчина спешит утром на цветочный рынок, дабы купить букеты любимой женщине, маме, сестре, коллегам и подругам. И здесь не важна стоимость и величина букета, главное – это внимание, признание мужчинами женской сущности.

Так что это за праздник 8 Марта? Как давно принято его отмечать? Как нужно относиться православному к этому празднику?

8 марта отнюдь не всегда был таким романтичным. Эта дата имеет давнюю историю и весьма туманное происхождение.

Вообще-то, поклоняться женщинам именно 8 марта начали еще древние римляне. В этот день матроны — свободнорожденные женщины, состоящие в браке, — получали от своих мужей подарки и были окружены вниманием и заботой. Кроме того, 8 марта даже рабыни освобождались от всяческих обязанностей. Облаченные в лучшие одежды, с благоухающими венками на голове, римлянки приходили в храм богини Весты. Римские язычники считали ее хранительницей домашнего очага.

Историю же празднования Международного женского дня принято связывать с именем революционерки Клары Цеткин. Именно она на международной конференции женщин в 1910 году в Копенгагене провозгласила идею ежегодно отмечать 8 марта как день рождения женского пролетариата. Выбор Цеткин именно 8-го марта в качестве даты празднования Международного женского дня вызывает разноречивые объяснения.

Согласно официальной, широко известной версии, Женский день был приурочен к событиям 1857 года, когда 8 марта текстильщицы нью-йоркских фабрик прошли маршем по улицам города. Они требовали 10-часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату. Работали в то время женщины по 16 часов в сутки, получая за свой труд гроши. Это общераспространенная версия, о подлинности которой никто и не сомневается. А стоило бы.

Кто бы мог подумать, что праздник 8 марта, так горячо любимый многими, просто недопустимо праздновать. Почему? Давайте выясним все по порядку…

1857 год, начало весны. На улицы Нью-Йорка выходят толпы демонстранток. По традиционной версии это были, якобы, текстильщицы, которые требовали повышения заработной плат, улучшения трудовых условий и вдобавок равных прав для всех женщин. Но на самом деле, на эту благотворительную акцию под названием «Марш пустых кастрюль» вышли нью-йоркские девушки легкого поведения. Как и положено в благотворительности – для себя они ничего не хотели. Они всего лишь требовали своей акцией, чтобы морякам выплатили зарплату, а то большинство из них очень сильно задолжали. Демонстрация не увенчалась особым успехом (ее разогнали), хотя шумихи наделала  немало. Вскоре даже это событие начали называть «Женским днем».

Через 50 лет. Акция повторилась. Теперь женщины начали требовать права на избирательный голос, нормированные условия труда и запрет на детский труд. В этот раз демонстрацию разгоняли ледяной грязной водой.

 

1909-1910. Женщины проводят марши и забастовки. Феминистки и социалистки проводят «Женский день» по всем штатам. Немного позднее активистки делегируются в Копенгаген, где проходила в 1910 году «Вторая Международная Конференция женщин-социалисток». 100 женщин из 17 стран приняли решение праздновать «Международный день солидарности женщин в борьбе за политическое, социальное и экономическое равноправие». Точную дату так и не определили.

 

В 1911 году Женский день впервые отмечался 19 марта в Австрии, Дании, Германии и Швейцарии. Тогда более миллиона мужчин и женщин приняли участие в манифестациях. Кроме права избирать и занимать руководящие посты, женщины добивались равных производственных прав с мужчинами. В 1912 году эта дата сместилась на неделю. А в 1914 году – этот праздник начали праздновать уже 8 марта.

Существует одна религиозная версия относительно даты празднования, согласно которой в намерения Цеткин входило связать историю женского социалистического движения с историей ее народа — евреев. А именно с той страницей этой истории, которая рассказывает о Есфири, жене персидского царя Ксеркса. Царица Есфирь, воспользовавшись неотразимым воздействием на Ксеркса, спасла свой народ, иудеев, от истребления. Взяв с царя, не знавшего о ее происхождении, обещание, что он уничтожит всех врагов, которые покушаются на ее народ, Есфирь предотвратила планировавшиеся «еврейские погромы».

 

Есфирь обратила царский приказ против самих персов, желавших истребить иудеев, в честь чего день 13 Адара (этот месяц еврейского календаря приходится на конец февраля — начало марта) стал праздноваться как праздник Пурима. Дата празднования Пурима в иудейском религиозном календаре является «скользящей», как в православном — дата празднования Пасхи. Однако, число празднования Пурима, пришедшееся в 1910 году на 8 марта, закрепилось и прижилось.

  Менять каждый год дату праздника  было бы и неудобно, и слишком откровенно: слишком уж было бы заметно, что празднуется всего лишь Пурим. И потому празднование  было решено отделить от праздника Пурима, зафиксировать, и ежегодно 8 марта, независимо от лунных циклов, призывать все народы земли прославлять Женщину-Воительницу.  Прославлять Эсфирь. То есть — поздравлять с Пуримом (пусть даже и не сознавая этого).

Пурим слишком уникален. Пожалуй, ни у одного из современных народов нет праздника, посвященного такого рода событию. Это не религиозный праздник. Так о нем говорит «Еврейская энциклопедия», подчеркивающая, что этот праздник «не связан ни с храмом, ни с каким-либо религиозным событием» (Еврейская Энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. т. 13. М., Терра, 1991, стб. 123).

В день 13 Адара во все города империи приходит царское повеление относительно погромов. Но готовилось-то все к избиению евреев. А гонцы привезли совершенно иной указ о том, что царь позволяет иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить» (Есф. 8,8-11) И в течение двух дней было уничтожено 75 000 персов.

Замечу лишь, что в еврейском тексте книги Эсфирь ни разу не упоминается слово Божие. Это историческое сказание, а не откровение Божие.  Свое недоумении по поводу этого праздника высказал протодиакон Андрей Кураев: «Как можно спустя тысячелетия праздновать события того дня… Есть ли другой народ на земле, который с веселием празднует день заведомо безнаказанных массовых убийств? Я понимаю праздник в честь военной победы. Это было открытое и рискованное столкновение, и день победы — это мужской и честный праздник. Но как праздновать день погрома? Как праздновать день убийства тысяч детей? И как можно писать о «весёлом празднике Пурим?»

В России впервые Международный женский день отмечался в 1913 году в Петербурге. В 1917 году женщины России вышли на улицы в последнее воскресенье февраля с лозунгами «Хлеба и мира». Через 4 дня император Николай II отрекся от престола, временное правительство гарантировало женщинам избирательное право. Этот исторический день выпал на 23 февраля по юлианскому календарю, который в то время использовался в России, и на 8 марта по григорианскому календарю.

Международный женский день 8 марта с первых лет Советской власти стал государственным праздником. С 1965 года этот день стал не рабочим. Существовал и его праздничный ритуал. В этот день на торжественных мероприятиях государство отчитывалось перед обществом о реализации государственной политики в отношении женщин.

Постепенно Международный женский день в стране терял свою политическую окраску. В 1977 году Организация объединённых наций объявила 8-е марта Международным женским днем. Слово «борьба» из названия праздника исчезло, а 8-е марта стало праздником женщин, весны и любви. После распада Советского Союза день 8 марта остался в перечне государственных праздников Российской Федерации.

Как было описано выше, изначально 8 марта был обозначен как «Международный день солидарности женщин в борьбе за политическое, социальное и экономическое равноправие». Это был  не день женщины, как женщины. В этот день надлежало прославлять женщин с определёнными качествами. И это еще одна причина перестать праздновать это праздник, так как прославление женщины-феминистки приносит прямой ущерб гармоничной жизни общества и традиционному семейному укладу.  Из-за этих различий никогда не может получиться равенства. Разное не может никогда стать равным, даже исходя из логики. Женщина никогда, как бы она ни стремилась к этому, не сможет стать мужчиной, каких бы высот в политике или экономике она не достигала. Мужчина и женщина созданы Богом разными для того, чтобы выполнять разные задачи в этом мире. Только выполнение каждым из них своего предназначения, когда каждый находится на своем месте и дополняет друг друга, мужчина и женщина могут достичь Гармонии и Счастья в семье. И эта Гармония и Счастье из семьи передастся в общество, которое станет более Гармоничным и Счастливым.

Истоки 8 Марта не имеют никакого отношения к духу Православия. Этот праздник изначально задумывался вовсе не как день прославления Прекрасной Дамы, а как праздник женщины-революционерки, призывая ее к свободе и независимости, а Церковь нам прямо говорит: «Жена, да убоится своего мужа» (Еф. 5,33). К сожалению, многие женщины не могут понять одного, что они не могут быть счастливы, когда они полностью свободны. И сколько мы наблюдаем таких картин, когда женщины владеют фирмами, ездят на джипах, и всё у них есть, а счастья нет. А женщина в многодетной семье испытывает именно то, что дал ей Господь. Ведь в Евангелии женщинам никто не заповедовал за что-то бороться. Матерь Божия не ходила с транспарантами, да и Христос, несмотря на то, что проповедовал Евангелие, никогда не призывал ни с кем бороться. Он призывал бороться с самими собой. А это самое трудное. И этого мы не хотим. И тогда мы начинаем бороться с кем-нибудь за права, за свободу. А надо бороться за свою душу, чтобы в ней порядок навести.

Но может ли унизить женщину та Церковь, которая о женщине — Матери Иисуса Христа — говорит «Честнейшая, чем херувимы» и без всякого сравнения достойна славы на веки вечные? О каком унижении женщины может идти речь, если она превозносится выше, чем самые ближайшие к Богу ангелы?! История Церкви знает много женщин, достигших высот святости, знает стариц, к которым ездили и ездят за духовным советом даже священники и епископы.

 

Поэтому не случайно Православная Церковь считает женским днем не 8 Марта, а совсем иной праздник. Этот праздник называется Днем святых жен-мироносиц и отмечается во второе воскресенье после Пасхи. В первую очередь, он посвящен тем женщинам, которые были в кругу самых ближайших учеников Иисуса Христа. На третий день после распятия они пришли намазать тело Учителя благовониями, главное из которых было миро (отсюда название — мироносицы).

С позиции Православной Церкви этот женский праздник 8 марта для верующих людей не имеет никакого смысла, однако отмечать его с теми, для кого этот праздник значим, в неверующем коллективе, препятствий не чинится, исходя из принципа «с радующимся радуйся». Вполне допустимо подарить женщинам небольшие подарки и сказать им теплые слова. Но следует помнить, что 8 Марта практически всегда приходится на дни Великого поста. Это время лучше уделить молитве и размышлению о своих грехах, чем беззаботному сидению за праздничным столом. Такое застольное празднование для истинного христианина есть нарушение духовного настроя, связанного со временем покаяния и подготовкой к духовному переживанию Крестной Смерти Иисуса Христа и Его славного Воскресения.

Нельзя догматически отвергать этот праздник на том основании, что он имел изначально иной смысл, чем христианский. Современный православный верующий может наполнить празднование 8 марта своим смыслом. Ему есть, что сказать о женщинах и женщинам, и это будет не менее радостном и благородным, чем то, к которому все привыкли. Прежде всего, напоминание о том, что Бог сотворил женщину и тем наполнил радостью жизни мужское бытие. Женщина — существо во многом иное и в то же время способное многим обогатить жизнь мужчин. Эта уникальность природы говорит и об уникальности призвания, об особой роли женщин, и это тоже достойно воспевания и радости.

Женский день может стать праздником, когда христиане воспевают женщин как жен и матерей — тех, без кого невозможно было бы семейное счастье, радость иметь и растить детей. Ведь семья имеет не только богословское измерение, но и простое человеческое, в котором женщина, ее труд, ее любовь достойны всяческих похвал. Любая женщина, будь она христианка или нет, нуждается в мужском внимании и заботе, надеется на понимание и поддержку. Но это надо делать всегда, независимо от праздников и каких — либо знаменательных дат в жизни женщины.

Материал подготовил диакон Владимир Букштунович

2 Comments

  • Галина

    Очень интересный материал. Но, думаю, православная церковь должна придерживаться одной какой-то позиции «Да, празднуем» или «Нет, т.к. время поста». А «…отмечать его с теми, для кого этот праздник значим, в неверующем коллективе, препятствий не чинится…» такой мысли не допускать.

    • Диакон Владимир

      Здесь говорится вот о чем: если православную женщину поздравили с праздником 8 марта, пускай она не показывает своего презрительного отношения и к самому празднику и к человеку, который ее и поздравил, а примет это поздравление и поблагодарит. В этом и есть истинное православие: в любви к ближнему. А если она высскажет свое негативное мнение по поводу и без повода, то этим она огорчит ближнего, того кто к ней отнесся с радостными поздравительными словами. А сам праздник, имеено, современное его объяснение, ничего антихристианского в себе не несет. Поэтому можно и подруг поздравить с международным женским днем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *