Четверг, 2 февраля
Shadow

Правильность Моисеева закона и вечность Христова закона

55433692_migdal1660115966Истинная природа человека, его истинное благо,

истинная добродетель и истинная религия суть вещи,

познание которых неразделимо.

Б. Паскаль

 

Необходимость закона

Сотворив человека, Бог, как заботливый Отец, воспитывает и формирует его.

Дав человеку внутренний закон, Бог расширил его по мере надобности и внешним законом, известным как Откровение.

Еще в раю, до грехопадения человека, Бог поучал Адама, дал ему определенные заповеди, в частности, о хранении рая, о невкушении плодов дерева познания добра и зла (Быт 2. 16-17).

Но потребность в Откровенном законе стала особенно необходима после грехопадения, когда исказилось и извратилось нравственное чувство и сознание человека. Поэтому и выразился апостол Павел, что закон «дан после по причине преступлений» (Гал 3. 19), т.е. вследствие грехопадения.

Хотя приведенное выражение толкуется по-разному, но тем не менее ясно, что происхождение Моисеева закона апостол Павел ставит в прямую связь с грехом человека. Это подтверждается и другими словами апостола: «…закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников…» (1Тим 1. 9).

Действительно, тот закон, который мы имеем в настоящее время в Библии, дан вследствие грехопадения и теснейшим образом связан с испорченным состоянием человека.

Апостол Павел указывает и на другое значение закона Моисея: «Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление» (Рим 5. 20), или «…законом познается грех» (Рим 3. 20), и еще: «…без закона грех мертв… когда пришла заповедь, то грех ожил» (Рим 7. 8-9).

Все эти выражения показывают, что закон дан не только для уяснения людям воли Божией, но и для раскрытия им собственного их испорченного состояния.

Грех можно даже называть «мертвым» без закона, так как смертоносность греха проявляется в полной мере именно при соприкосновении с законом.

Закон в свою очередь при соприкосновении с грехом изливает на него всю мощь своего возмездия.

Слова «сила греха — закон»(1Кор 15. 56) хорошо описывают суть отношений между грехом и законом.

Без закона грех не может побудить человека противиться закону и нарушать закон. Следовательно, можно сказать, что грех вводит человека в заблуждение. Представляя закон в качестве системы, подавляющей любое проявление человеческой свободы, грех, таким образом, обманывает человека и порабощает его. Грех обещает человеку все то, что ему запрещает закон, направляя его, таким образом, к смерти. Именно этот эффект закона в отношении грешного человека имеет в виду Павел, говоря о том, что закон умножает грех (см.: Рим 5. 20) и что грех по причине заповеди становится греховным вне всякой меры (см.: Рим 7. 13).

 

Установление Божиего закона

На горе Синай Бог дал Моисею наставления для его жизни и жизни его потомков.

«И изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх 20. 1-17).

Поскольку «Бог есть дух» (Ин 4. 24), то десять заповедей — это духовный закон, данный человеку Богом. Именно поэтому десять заповедей и называют Законом Божиим.

В Библии сказано: «На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах…» (Пс 118. 89). «…Все заповеди Его верны, тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте» (Пс 110. 7-8).

Моисеев закон сам по себе совершенен, но он ограничен в силу несовершенства времени и народа, получившего этот закон.

В Ветхом Завете ясно отражены совершенства закона и необходимость соответствующей ему совершенной жизни. За строгостью закона открываются благость и милость Божия, через закон Бог ведет человека к благодати и избавлению от грехов. И сам Моисей, хотя был усердным и строгим охранителем правды, но назван «…кротчайшим из всех людей на земле» (Числ 12. 3).

Иудеи считали, что исполнение ими отдельных требований закона показывало их достоинство, являлось их заслугой, какой бы малой она ни была. Суть иудейской идеи спасения приблизительно, с долей допущения, можно выразить примерно так: если количество случаев исполнения закона превышает количество случаев нарушения закона, то человек может быть оправдан пред Богом. И законопослушный иудей на протяжении всей жизни считал себя наполовину оправданным и наполовину грешным. Его обязанностью было постоянно прилагать все усилия для того, чтобы благодаря его заслугам чаша весов склонилась к его оправданию.

Хотя закон был направлен против внешних и грубых действий, но частое повторение в законе «не пожелай» показывает, что воспрещаются не только преступные дела, но и самые скрытые мысли и желания, направленные во вред ближних и разрушающие нравственную сущность человека.

Закон был его единственной реальной возможностью обретения жизни. К примеру, великий иудейский учитель Гиллель говорил: «Где много плоти, много и червей; где много богатства, много и беспокойства; где много женщин, много и суеверий, и где много закона, много и жизни».

Израиль действительно получил закон от Господа как исключительную привилегию, благодаря которой он мог обрести жизнь. Поэтому Израиль и гордился законом.

Закон, требуя праведности, только ведет к цели, но цели не достигает. Не будучи способен никого оправдать, он всех только осуждает. Праведность может дать только жизнь по духу «во Христе» (см.: Рим 8. 1-4). Поэтому Апостол Павел, называя закон «ветхой буквой» и противопоставляя его «обновляющему Духу», говорил о том, что «…буква убивает, а дух животворит» (см.: Рим 7. 6; 2Кор 3. 6).

 

Исполнение закона Иисусом Христом

Человечеству пришлось увидеть на земле два великих славных чуда:

– Бога, сошедшего на землю, чтобы принять человеческое естество;

– Богочеловека, восшедшего на крест, чтобы на нем умереть.

Великое дело, для совершения которого воплотился единородный Сын Божий Иисус Христос, есть дело спасения или искупления людей, «..ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф 1. 21), —благовествовал архангел праведному Иосифу.

Новый Завет признает необходимость соблюдения христианами всех заповедей Моисеева закона, которые предостерегают человека от совершения греха.

Наш Господь, Иисус Христос, проповедуя среди людей, провозгласил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф 5. 17).

В слово «исполнить» Иисус Христос вкладывает тот же смысл, что и в такое же слово, сказанное Им Иоанну Крестителю, когда Он заявил о Своем намерении «…исполнить всякую правду» (Мф 3. 15).

Под словом «исполнить» Иисус Христос понимает полное исполнение всех требований Закона Божиего во всей его полноте, и дает образец такого исполнения.

Поэтому миссией Иисуса Христа было «…возвеличить и прославить закон» (Ис 42. 21), объяснить его нравственную и духовную сторону и показать его выполнимость.

«Итак, люби Господа, Бога твоего, и соблюдай, что повелено Им соблюдать…» (Втор 11. 1).

Божественные заповеди можно выполнять, боясь наказания, которое всё-таки постигает согрешающего. Но есть и другой, более высокий путь: видеть в заповеди условие духовного возрастания, лестницу восхождения от грешной и преходящей земли к святости вечной жизни.

И это вдохновляет больше, чем боязнь оказаться в аду.

Всей Своей мученической жизнью, Своим учением, страданиями, Своей физической гибелью и последующим Воскресением Иисус Христос не только не нарушил, но и исполнил все предсказания пророков о Нем.

Однако Иисус Христос пришел в мир людей не только чтобы показать исполнение Божиего Закона.

В первую очередь, Иисус Христос разъяснил людям волю Божию и дополнил Закон Божий новыми Своими заповедями. Наряду с этим Иисус Христос на собственном примере показал людям, как нужно исполнять Волю Божию.

«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин 14. 15).

Господь возводит нашу мысль от земных и временных благ, которыми люди побуждались к исполнению закона, к благам нетленным и вечным, устремляя мысль христианина к небу, как цели его существования, побуждая не заботиться о земных выгодах и славе, но искать «прежде Царства Божия и правды Его», а все прочее само собою приложится (см.: Мф 6. 33).

Потому новозаветный закон назван законом «благовествования и веры» (Гал 2. 5; Рим 3. 27).

Принципиальное отношение к закону того нового, что пришло с Иисусом Христом, выражено в Новом Завете: «…закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин 1. 17).

И наконец, самое важное: Господь Иисус Христос не только сообщил людям закон, но и даровал им силы к исполнению его, между тем как ветхозаветный в этом отношении был немощен. Основную богословскую мысль закона Иисус Христос выразил словами: «…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5. 48).

 

Вечность Нового Завета

Апостол Петр призывает христиан: «…устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу…» (1Пет 2. 5).

Господь наш Иисус Христос всей своей земной жизнью исполнил закон Божий. Им были разрушены узы греха, восстановлен образ Божий. Сам человек стал свободен, у него появился выбор: следовать за Христом в Жизнь Вечную или отдать себя смерти.

Человек, сохраняя свою волю, сам принимает решения. Только сам человек может сделать в своей душе окончательный выбор.

Разве Господь не мог избавить Иуду от предательства?

Мог бы, конечно.

Но почему тогда Он этого не сделал?

Только потому, что сделать это можно было только насилием. А принуждение человека для Бога, для святости Божией недопустимо.

Конечно, побуждать человека к тому, чтобы он изменился, надо, надо исправлять и направлять, но в то же время ни в коем случае нельзя подавлять личность.

Свободны христиане от закона, так как они уже «…не под законом, но под благодатью» (Рим 6. 14).

«Неужели вы не знаете, что кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности» (Рим 6. 16).

Во Христе Иисусе объявлена новая воля Божия: отмена ветхозаветного закона, свобода от него, служение Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве: «…ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим 7. 6).

То, чем для иудеев, по Божию изволению, прежде служил закон Моисеев, для членов утвержденной Христом Церкви служит теперь благодать и «вера, действующая любовью» (Гал 5. 6).

Апостол Павел именует весь Ветхий Завет «тенью будущего» (Кол 2. 17), «тенью будущих благ» (Евр 10. 1) и «детоводителем ко Христу» (Гал 3. 24), а также прямо говорит о сравнительном достоинстве двух заветов: «…если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому» (Евр 8. 7); а о Иисусе — «…Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях.»  (Евр 8. 6). Кроме того, апостол Павел решительно ставит веру в Иисуса выше дел закона (см.: Гал 2. 16).

Христиане не по принуждению закона должны исполнять заповеди Божии, не как рабы, боящиеся наказания господина своего, но как сыновья, показывающие охотное и любовное послушание своему Отцу…

Св. Василий Великий так говорит об отношении новозаветного закона к ветхозаветному: «И светильники полезны, но только до солнца; приятны и звезды, но только ночью. А если смешон тот, кто при солнечном свете зажигает светильник, то гораздо смешнее тот, кто при евангельской проповеди остается под сенью закона». А так как солнце Евангелия взошло навсегда, для всех веков и народов, то и Евангельский закон, в отличие от ветхозаветного, сохранит свою силу до скончания мира. Потому закон Христов (Новый Завет) назван вечным (Евр 13. 8).

 

Библиография.

 

Толковая Библия. Под ред. А.П. Лопухина. Ст., 1987.

Блаж. митр. Владимир (Сабодан). Павел, призванный апостол. К. 1998.

Арх. Аверкий. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М., 1999.

Библейский богословский словарь (под ред, свящ. Василия Михайловского) М., 1995.

Глубоковский Н. Благовестие христианской свободы в послании святого апостола Павла к Галатам. М., 1999.

Св. Ефрем Сирин. Толкование на книгу Исход. Творения. М.: Отчий дом, 1995. Т. 6.

 

Александр А. Соколовский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *