Воскресенье, 29 января
Shadow

Подайте ради Христа (О христианской милостыне)

Если душа родилась крылатой —

Что ей хоромы — и что ей хаты!

Что Чингис-Хан ей и что — Орда!

Два на миру у меня врага,

Два близнеца, неразрывно-слитых:

Голод голодных — и сытость сытых!

Марина Цветаева

Суть милостыни

“Милостыня — то, что подается нищему, подаяние”.

“Милость: доброе человеколюбивое отношение. благодеяние, дар. благосклонность, полное доверие, расположение к кому-нибудь низшему со стороны высшего”.(1)

Согласно христианским  представлениям  милостыней называется совершение добрых дел в виде раздачи подаяния нищим, а также совершение добрых  поступков,  как результат христианской любви к ближнему.

Милость или милосердие является  одной из важнейших христианских добродетелей

О  делах милости Святой Иоанн Златоуст сказал : “Различен милования образ и широка заповедь сия”(2).

Дела милости или милосердия делятся на две категории и существуют в виде милости телесной и милости духовной.

Подача милостыни в виде подаяния относятся к делам милости телесной.

Раздавание милостыни (подаяния) представляет собой важнейшую обязанность в жизни истинного христианина

“Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброохотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век” ( 2Кор.9:7-9).

Милостыня является исполнением заповеди Божьей о любви к ближнему своему, в отношении которого Господь Бог истинному христианину предписывает проявлять внимание и заботу. “Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в нем любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною” (1Ин.3:17-18).

Сам Иисус Христос поощрял творение милостыни и говорил о том, что за этот поступок люди будут помилованы. “Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” (Мф. 5,7).

Святой Василий Великий настоятельно советовал помогать ближним и заботиться о нищих.  Этот Святой говорит о том, что если человек имеет два плаща и две пары обуви, и не делится с соседом, у которого ничего нет, то такой богатый человек является просто вором.(3)  Следуя  Святому Василию Великому нужно понимать, что все земные богатства людей являются достоянием не человека, а Бога. “Господня земля и что наполняет её, вселенная и все живущее в ней” (Пс.23:1) есть собственность Божья

О выгоде и полезности милостыни

Человеку выгодно и полезно совершать милостыню и оказывать милость людям по ряду причин:

за милость к ближним своим человек получает милость от Бога.

за милость временную человек получит для себя милость вечную.

за милость, проявленную к ближним своим, человек получит помилование самого себя Богом, отпущение и прощение своих грехов..

Давая ближнему блага, которые дал нам Господь, мы этим действием  совершаем благочестивый поступок. “Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него” (1Тим.6:6-7).

Согласно  представлениям христиан, скупому богачу трудно достичь спасения своей души и попасть в Царство Божие. “Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу” (Лк.18:24-27).

Всем людям необходимо жить так, чтобы богатство не затмевало их разум, и исполнять заповеди Божии, проявляя любовь к Богу и к ближнему.

 “Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, в благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание” (1Тим.6:11-12).

Творение милостыни является добрым богоугодным поступком, через который мы проявляем свою любовь и заботу к ближнему.

 Недаром Иисус Христос сказал: “Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отворачивайся” (Мф.5:42).

 О  размере  милостыни говорят слова из Ветхого Завета. “Дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается” (Втор.15,8).

Милостыню нужно творить без лицемерия, втайне, без огласки..  “Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф.6:4).

Свят. Тихон Задонский говорит “Если вы любите любящих вас, какая вам за то благодарность? (Лук. 6;32).Милость – это когда делается добро недостойным, то есть тем, которые ничем у нас этого не заслужили: иначе не милость, а воздаяние будет. …Когда делается добро без всякой ожидаемой корысти от того, кто принимает его. Ибо любовь, плод которой есть милость, не ищет своего (1 Кор. 13:5): иначе будет торг или даяние взаймы» (4)

Все мы однажды предстанем на Суд Божий. Дай Бог, чтобы было чем оправдаться. И  одно из первых условий — это дела милосердия, которые всем нам нужно непрестанно творить. Даже фарисеям, убеждённым  в своей «праведности» людям, Господь сказал: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все у вас будет чисто» (Лк. 11:41)

Милостыня и благотворительность

Для человека естественно и  нормально быть милосердным, потому что он создан по образу и подобию Божьему, а Бог есть любовь.

 Добрые человеческие качества требуют формирования, а сформироваться они могут только в результате их сознательного выбора и, усилия и понуждения пот практическому развитию и реализации этих качеств..

На духовный подвиг можно позвать, но нельзя заставить на него пойти. Это невозможно. Выбор всегда остаётся за человеком.

Христианское милосердие Божественно. Только человек духовный, живущий благодатью Духа Святаго, является милосердным по-настоящему, по существу. Поэтому какой-то творец добрых дел, причем даже и широкомасштабных акций благотворительности, не может быть назван милосердным.

Да, он может быть назван благотворителем.

Но само  милосердие — это проявление свойства Божества в этом мире. Господь говорит: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9,13).

Человека необходимо учить милосердию. И лучший способ для этого воцерковление.

 Церковь есть собрание учеников Христовых, а Господь сказал ученикам: «Вы — соль земли».

Суть соли — предохранять мир от гниения. И именно, благодаря  делам милосердия,  и сохраняется духовный мир.

Подавая милостыню, человек совершает добрый поступок, проявляя заботу и внимание, сострадание и щедрость к окружающим его людям. Совершением добрых поступков человек  служит Богу,  а Господь “воздаст ему за благодеяние его” (Пр.17:19).

Человек, творящий милостыню, добрые дела должен помнить непреложные истины:

сам по себе человек ничего сделать не может так как слаб и бессилен, как перед естественным, так и сверхъестественным злом;

и только благодаря помощи Божьей, человеку дарована жизнь и возможность совершать милостыню;

человек совершает милостыню не для того, чтобы прославлять себя и возгордиться, а для того чтобы прославлять Бога, давшего человеку возможность совершать милостыню;

совершая добрые дела, человек не делает ничего особенного, так как исполняет лишь свои обязанности христианина по деланию добра и по соблюдению Законов Божьих.

Душе человека, в которой пребывает Бог, не нужны похвалы людские. Так как наивысшей наградой человеку за его добрые дела будет внимание и забота Божия :. “И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним” (1Ин.3:22). “Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек” (Пс.124:1).

О служении Богу

Святитель Василий Великий говорил о трех степенях служения Богу: служение Богу из страха, для награды и из любви (5).

Человек  сначала  служит из страха наказания — «Я боюсь, что меня Господь накажет за то, что я такой жестокий и злой. Чтобы преодолеть злость и жестокость, я иду в больницу и помогаю другим, хотя мое сердце не расположено к любви». Если человек делает это усердно, то Господь постепенно смягчает его сердце, он перестает быть жестоким, он уже не боится наказания, но хочет получить большую награду, делает это ради награды, понимая, что Господь может наградить его за это миром душевным, сделать его сердце милостивым. А потом уже человек понимает, что добро нужно делать ради самого добра, что делание добра уже само по себе есть награда.

Преподобный авва Дорофей говорил, что больной больше служит нам, чем мы больному. И человек в конце концов становится благодарен больному за то, что есть возможность проявить любовь здесь, на земле. В Царствии Небесном уже нельзя будет ухаживать за больными, там больных не будет, поэтому нужно стараться успеть это сделать здесь, на земле. (6)

О бескорыстной помощи, не ради прославления, а ради сострадания и милосердия к ближним  говорит пророк Исаия. “Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет… И будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою… И ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякнут” (Ис.58:7-11).

Cсылки

1. Словарь русского языка” С.И.Ожегова  издание 22-е,

2. referat.ru/referats/view/31365

3. там же

4 там же

5. www.sobor-chel.ru/god/library/?time

6. serafimov.narod.ru/temmat/lubov3.html

                                                                               Александр А. Соколовски

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *