Пятница, 12 августа
Shadow

Плоть победившая смерть

 Смерть можно будет побороть

Усильем Воскресенья.

Б.Л.Пастернак

О природе Иисуса Христа

Мы исповедуем во Христе совершенного Бога и совершенного человека. Соединение Бога с человеком представляет собой явление «сверхъестественное», когда обе стороны – Бог и человек – действовали одинаково свободно. Орос IV Вселенского собора (451 г) гласит: «Итак, последуя святым отцам, все согласно поучаем исповедывать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам кроме греха, рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения от Марии Девы Богородицы по человечеству, одного и того же Христа, Сына, Господа, единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно Лицо и одну Ипостась, – не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына и единородного Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности пророки (учили) о Нем и (как) сам Господь Иисус Христос научил нас, и (как) предал нам Символ отцов».

Для спасения людей необходимо было, чтобы воплотившийся Сын Божий воспринял полную человеческую природу. Для всех, кто знал Иисуса во время Его земного служения, очевиднее была Его человеческая природа. Он был человеком – мужчиной, жившим среди других людей и делавшим в основном то, что делают обычные люди. Он действительно «во всем уподоби(лся)братиям» (Евр. 2:17).

Иисус обладал человеческой природой во всей ее полноте. Прежде всего это означает, что Он обладал человеческим телом из плоти и крови. Поскольку все сыны Божьи «причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные» (Евр. 2:14). Он «явился во плоти» (1 Тим. 3:16); «Слово стало плотию» (Ин. 1:14; см.Евр. 10:5)

Христос родился от Пресвятой Девы Марии, зачавшей через наитие Святого Духа, и был чистым и непорочным, «не знавшим греха» (2 Кор. 5, 21).

Протоиерей Георгий Флоровский пишет: «В Воплощении Слова открывается и осуществляется смысл человеческого бытия. Во Христе-Богочеловеке явлена мера и высший предел человеческой жизни».

Христос в полноте воспринял человеческую природу, а не только человеческую душу или тело. В своей смерти Он также в полноте испытал опыт человеческого страдания и богооставленности, так что никакой человек не может упрекнуть Его в непонимании своего положения. Таким образом, совершенство Христа – в полноте восприятия человеческого опыта, а не в соответствии нравственным устоям или физическим идеалам той или иной эпохи

Преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Бог сотворил человека непорочным, правым, любящим добро, свободным от печалей и забот, украшенным всякою добродетелью, изобилующим всеми благами, как бы некоторый второй мир – малый в великом, – как нового ангела, поклоняющегося Богу. Он создал его по природе безгрешным и по воле свободным».

 

Об устранении препятствия

Бог сотворил все, что есть в этом мире, и ничего нет, чего бы не сотворил Бог. Но, человек не захотел жить согласно Божиим заповедям и согрешил. Начало грехопадения состояло в том, что Адам «оставил мысль о Боге и начал рассматривать себя самого», потом его воля склонилась ко злу и, в конечном итоге, он преступил заповедь.

Результаты грехопадения Адама: страстность, наклонность ко греху, смерть, тление – перешли на его потомков в силу единородства прародителя и потомков по принципу наследственности.

Смерть вошла в наш мир как следствие греха. Однако, Бог не захотел погибели человека и решил спасти его. Для этого Он совершил величайшее из чудес – Сам стал Человеком, Иисусом Христом.

Каждый из людей грешен, и поэтому, сколько бы ни старался собственными силами, все равно не спасётся для Вечной Жизни. Но, Господь наш Иисус Христос взял на Себя грехи всего человечества и, будучи безгрешным, добровольно умер за нас на Кресте. Добровольное принятие смерти Господом Иисусом Христом явилось необходимым условием победы над ней. Согласно святителю Григорию Богослову смысл жертвы Христа заключается в том, чтобы наша человеческая природа была освящена человеческой природой Бога – воспринятой при воплощении, исцеленной, обновленной и прославленной при воскресении. Благодаря Христовым страданиям, Крестной смерти и воскресению все люди, несмотря на свои грехи, получили снова возможность войти в Царство Божие, которого они лишились вследствие греха.

Христос умер, чтобы после Воскресения Его все уверовали, что только у Него есть источник жизни, и смерть не может Его удержать, не имеет над Ним власти. Он одержал победу над смертью. Так было устранено препятствие, стоявшее между человеком и Царством Небесным.

 

Искупление Иисуса Христа

Апостол Иоанн Богослов писал: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1Ин.3:4). На Голгофе же Иисус Христос искупил человеческий грех. Слово искупление буквально означает «выкуп». Этот термин употреблялся в древнем мире, когда речь шла о выкупе за освобождение тех, кто не может обрести свободу собственными силами: пленных, рабов, преступников. Цена, уплачиваемая за свободу, называется выкупом или искуплением. Все грешники находились и находятся в рабстве греха, и потому под игом осуждения.

Господь Иисус Христос, положивший душу Свою и проливший кровь Свою на кресте, искупил всех нас от греха, проклятия и смерти, и потому-то и именуется Искупителем. И добровольная смерть Христова за людей является искупительной.

Искупление же не сводится к некоему мгновенному акту. Вся земная жизнь Спасителя, от момента Воплощения до Вознесения, имеет искупительное значение и служит примирению человека с Богом.

Согласно святителю Филарету (Дроздову), Господь совершил наше спасение следующими действиями: «…учением Своим, жизнью Своею, смертью Своею и воскресением».

Преподав Своим ученикам совершенное учение, Христос дал им пример праведной жизни в Себе Самом, став для христиан всех времен идеалом духовно-нравственного совершенства.

Искупительный подвиг Иисуса Христа является источником всех духовных благодеяний для верующих. «От полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин. 1, 16), т.е. все возможные благодатные дары стали доступны людям, осуществляющим полноту христианской жизни.

Святой Максим Исповедник пишет «Своим пришествием Он освободил и искупил естество человеков, порабощенное тлению, подвергшееся смерти через свое грехопадение… Невинный и безгрешный, Он заплатил за людей весь долг, возвратив их к благодати Царствия и отдав Себя Самого в выкуп и искупление за нас. Вместо наших тлетворных страстей. Он принес Свою животворную страсть – целительно и спасительное врачество всего мира». В результате человечество получило доступ в Небесное Царство, возможность теснейшего общения с Богом. «Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8, 16-17).

 

Наше искупление

Апостол Павел говорит: «Христос искупил нас от клятвы Закона, став за нас клятвою, – ибо написано: проклят всяк висящий на древе, – дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою Иисуса» (Гал. 3.13).

С момента грехопадения человек оказался в рабстве греха и смерти. И единственный путь к воскресению и жизни открыла Голгофская жертва Иисуса Христа. Она является достаточной не только для искупления всех людей, живущих на протяжении всей истории земли, но и для выкупа всего человеческого естества – духа, души и тела.

Вместе с тем, хотя выкуп объективно был совершен 2 тысячи лет назад – субъективно день искупления для каждого человека, это день его покаяния и обращения к Богу (Еф.4.30). А для того чтобы спастись «веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 16, 31). Чистосердечным покаянием, живой верой в Господа Иисуса Христа и причастием животворящих Его Тайн можно изгладить всякий грех и беззаконие.

 

Победа над смертью

Христова Плоть – это единственная Плоть, которая победила смерть и восторжествовала над тлением. И поэтому, приобщаясь в Евхаристии Плоти и Крови Христа при вкушении хлеба и вина, люди присоединяются к Христовой победе над смертью. Господь дает нам, через свою искупительную миссию, через крест, возможность побеждать свои немощи. Но воспользоваться этой возможностью мы можем лишь по собственной воле.

Господь сотворил для нас мироздание, создал законы, по которым мы живем, дал нам пропитание, всё, что необходимо. Вся жизнь и учение Спасителя были направлены к тому, чтобы заложить новые духовные начала в человеческую жизнь: чистую веру, живую любовь к Богу и ближним, стремление к нравственному совершенствованию и святости.

Но, как именно жить в этом мире, обусловлено, в первую очередь, нашей волей, нашим трудом и знаниями. А потому важно, чтобы жизнь строилась и на соблюдении Божественных установлений, и на свободном человеческом выборе.

Воплотившийся Бог своей богочеловеческой жизнью и учением подтверждает, что люди – существа вечные, этот мир лишь их временная обитель; вечная жизнь начинается в этом мире и, не прекращаясь, продолжается в том.

Наша же вера есть не что иное, как непрестанная борьба за жизнь вечную, непрестанное мучение за жизнь вечную (1 Тим. 6, 12).

Церковь ожидает «воскресения мертвых и жизни будущего века». Этот мир тления и смерти завершит однажды свой жизненный цикл не для того, чтобы погрузиться во мрак изначального небытия, но чтобы явиться «в ином образе», чтобы воскресшая плоть Христова предстала в своем универсальном, космическом масштабе и мир открылся бы как плоть Бога, «да будет Бог все во всем» (1Кор. 15:28).

 

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М,, 1992

Митр Смоленский и Калининградский Кирилл,  Слово пастыря azbyka.ru

В.Н.Лосский, Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991

Прот Иоанн..Мейендорф Введение в святоотеческое богословие. Клин: 2011

Прот. Ливерий Воронов Лекции по догматическому богословию kazan.eparhia.ru

Христос Яннарас.  Вера Церкви. azbyka.ru

 

                                             Александр А. Соколовский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.