Суббота, 20 апреля
Shadow

Петровский – Апостольский — пост

8 июня начало Петровского (Апостольского) поста.

Этот летний православный пост имеет свои названия.

Петровским мы называем его, потому что этот пост заканчивается днем памяти апостолов Петра и Павла12 июля и готовит нас к этому почитаемому в Православии празднику

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви — «каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» (1 Кор. 4,1). Согласно Евангелие, облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например, Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного — за твердость, другого — за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными, по первенству порядка и трудов. Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы — служители Его (Кол. 1,18).

Другое название поста – Апостольский – призвано напомнить нам об особом существенном свойстве Церкви.  Апостольство Церкви – это одно из четырех основополагающих ее свойств (в Символе Веры мы исповедуем свою веру «во единую, святую, соборную и апостольскую Церквовь»).

Сохраненный Православной Церковью Апостольский пост призывает нас подражать апостолам. Мы должны стремиться обрести веру, подобную вере апостолов. Они услышали зов Божий и последовали за Христом. Они были с Ним не только во дни Его земной жизни. Апостолы донесли слово Божие, свет Истины, Евангелие, до «всех концов вселенной». Никакая сила этого мира не смогла погасить огонь их любви к Богу. Ничто и никто не смог заставить их отречься от Христа.

 Предназначение поста

По словам святителя Иоанна Златоуста «пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных… тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились».

Наш Апостольский пост очень тесно связан с Пятидесятницей – он всегда начинается на 8-й день после праздника Троицы.

В день Пятидесятницы Святой Дух сошел на апостолов, Сошествие Святого Духа на апостолов стало основанием Церкви. В этом событии исполнилось все, о чем говорили пророки, о чем свидетельствовал Сын Божий, и то, что Господь обещал своим ученикам. Сам Бог излил на нас Свою благодать, чтобы преодолеть нашу отчужденность и взаимную нелюбовь. Бог даровал нам Самого Себя, ибо Дух Святой пребывает в Церкви неотступно. Благодать Святого Духа означает полноту и подлинность Божественного присутствия в Церкви. И только наше свободное приятие этой благодати делает нас членами Его Церкви.

И нам следуя святому Льву Великому «После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа. За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований… нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

 Установление Петрова поста

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.

О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских:

После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю — 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке — Лев Великий и Феодорит Кирский.

Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: «Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище».

Особенности поста

Продолжительность Петровского поста бывает разной и зависит от даты празднования Пасхи.  Он всегда начинается после недели Пятидесятницы, и заканчивается 12 июля, если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу Самый продолжительный пост включает в себя шесть недель, а самый короткий — неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

Во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня — по понедельникам, средам и пятницам — воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы.

В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба. Возможно, такое послабление связано с тем, что многие апостолы, и в их числе Петр, по роду своих мирских занятий были рыбаками.

 Использованы материалы сайтов:

  • http://boguslava.ru/viewtopic.php?id=188
  • http://elijah.ru/?page_id=1039
  • http://www.nikolanamhu.ru/content/61.html
  • http://azbyka.ru/tserkov/o_postah/petrov_post/propoved_na_prazdnik-all.shtml
  • http://al-nevskog.ucoz.ru/news/20_ijunja_ponedelnik_sedmica_2_ja_po_pjatidesjatnice_nachalo_petrova_posta/2011-06-30-604

Материал подготовил Соколовский А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *