Суббота, 1 октября
Shadow

Особость и величие женщины

Для кого на свете столько шири,

Столько муки и такая мощь?

Есть ли столько душ и жизней в мире?

Столько поселений, рек и рощ?

Б.Пастернак

Искупление женщины

Ясно и очевидно, что перед Богом принадлежность к тому или другому полу совершенно безразлична, ибо  спасение обещано не мужчине или женщине как таковым,  а единственно  человеку

Изначально женщина по своей чувствительной природе первой — прежде Адама — пала, но она же первая и восстала — искупление первым получило именно женское естество через Матерь Божию.

Павел Евдокимов в своей работе  «Женщина и спасение мира» точно замечает, что мужчина не играет никакой роли в рождении Спасителя мира и это является своего рода судом Божиим над ним.

Как в Ветхом Завете величайшим чудом, венцом и смыслом творения выступает брачная пара — Адам и Ева, так и в Новом Завете, свое первое чудо Христос совершает на брачном пиру (см. Ин 2:1-11).

И сказал Господь «: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает»(Мф 19:5-6).

Жёны-мироносицы

Во второе воскресенье после Пасхи Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных.

Этот день, а также неделя после него, являются православным женским праздником, когда родственники, друзья и дети поздравляют своих близких женщин — супруг, матерей, сестёр!

Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу.

О происходящем женщина судит не по справедливости, а по милости и состраданию; это свойство дано ей вместе с миссией спасать, успокаивать и примирять

Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей.

Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви ко Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес.

И  множество женщин идя за ним и стоя у Креста “плакали и рыдали о Нем”,

Иисус же обращаясь к ним взывает « Дщери Иерусалимские. Не плачьте обо Мне , Но плачьте о себе и детях ваших»(Лк. 23, 27:28)

И по Воскресении своём Господь  “явился прежде Марии Магдалине” (Мк. 16, 9), ей и другим мироносицам первым открыв главную истину христианства.

Из Евангелие  можно сделать вывод об особой близости Спасителя к женам-мироносицам. Ведь именно они были первыми свидетелями Воскресения, не апостолы, а жены-мироносицы, которые рано утром, почти ночью, не боясь темноты, не боясь возможных притеснений от иудеев и от стражи, приставленной ко гробу Спасителя, пошли, чтобы помазать Тело Господа. Идут и рассуждают между собой: «Кто нам отвалит камень от двери Гроба?» Ибо они  не обладали такой физической силой, чтобы отвалить огромный камень от гробовой пещеры. И, казалось бы, зачем они тогда идут? Ведь этот труд бессмыслен, им не сделать того, что они хотели ― не помазать Тело Иисуса. Но они идут и обнаруживают  камень отваленным, и видят пустой гроб и лежащие пелены, и становятся первыми свидетелями Воскресения Христова.

Для всех нас, кто знает Евангельскую историю, это знак особой милости Божией, это знак, может быть, особой благодарности Спасителя тем женам, что были с ним. Для нас то, что произошло на заре третьего дня после кончины Спасителя, является великим знаком благодарности Господа женам-мироносицам, признательности им за их апостольский труд, за то, что вместе с Ним и со святыми апостолами почти незримо, невидимо и безвестно они несли свое жертвенное служение.

Женщина в церкви

Святитель Василий Великий пишет: «Пусть женщина не говорит: «я бессильна; бессилие ведь присуще плоти, а сила – в душе… нет никакого оправдания тому, кто ссылается на телесную слабость.». И далее : «Добродетельная женщина обладает тем, что по образу. Не обращай внимания на внешнего человека: это только видимость. Душа находится как бы под покровом слабого тела. Все дело в душе, а душа  равночестна; разница лишь в покрове»

Апостол  Павел говорит о том, что Церковь особым образом объединяет людей, оставляя при этом различия личностей и призвания каждого и каждой: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; ни мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 27-28).

Да, с точки зрения вечности нет разделения, но нет и унификации. Отсутствие унификации предполагает, что и мужчины и женщины, образуя единый человеческий род, предназначены в своем земном поприще к различным родам служения Богу. Открытое женщине недоступно мужчине. И наоборот

Однажды царевна Плакидия, дочь императора Византии Феодосия Великого (379-395 годы), пожелала зайти для поклонения в храм, который был построен ее отцом в знак благодарности Божией Матери за чудесное спасение ее брата Аркадия после кораблекрушения. В храме она услышала голос Богородицы: «Зачем ты пришла сюда, царевна? Здесь живут монахи. Я – Царица этого места». И не допустила ее приложиться к святыням в храме. На том месте, откуда царевна слышала голос, написали фреску Богородицы и назвали ее «Антифонитрией» то есть «Ответчицей» – потому, что Божия Матерь так ответила на желание царевны Плакидии.

Женщинам запрещен вход на Святую Гору не ради умаления женского пола. Наоборот, святогорцы в лице Госпожи Богородицы, к Которой они проявляют особенную любовь, приверженность и обожание, чтут женщину. Нигде никакая женщина не почитается так, как Пресвятая Дева на Афоне монахами.

Святая Гора – «Сад Панагии». «Панагия» в переводе с греческого означает «Всесвятая» – самое распространённое наименование Божией Матери в Греции.

Сама Пресвятая Богородица, как Игумения Святой Горы, пожелала, по аскетическим причинам, чтобы это место, как мужской Парфенон (то есть дом девственников), оставался недоступным для женщин. Матерь Божия хотела сохранить здесь соответствующие условия для того, чтобы монахи могли подвизаться «добрым подвигом», шествуя по трудному пути освящения без лишних препятствий, которые могут создаться из-за внешних факторов. «Недоступность» стала одним из правил аскетического духа православного монашества. Она способствует достижению цели обόжения, либо в мужском, либо в женском монастыре. Поэтому «недоступность» встречается в обителях и вне Святой Горы.

Роль женщины в Церкви есть та же, что и роль каждого христианина, независимо от пола, национальности, социального положения, состояния здоровья и т.д.- соработничество Христу в деле нашего спасения.

В силу своих индивидуальных дарований женщина может выбрать административное служение в Церкви, быть богословом, иконописцем или начальником хора, стяжать равноангельное житие в монашеском звании или святость в высоком звании матери—но всё это лишь внешние выражения некоторых аспектов жизни христианина. Главное же—это «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петр 3:4).

Говоря о месте женщины в церкви, следует особо подчеркнуть, что самая известная стихира Великой среды Cтрастной седмицы  написана женщиной преподобной инокиней Кассией — святой IX века.( Стихира (греч. στιχηρά — «многостишие») — богослужебное песнопение, написанное стихотворным размером.)

Вот её изложение на современном русском языке «Женщина, впавшая во многие грехи, Твою ощутившая Божественную сущность, приняла чин мироносиц, рыдая, приносит Тебе миро прежде погребения, говоря: О, горе мне! Ночь мне невоздержанного блуда, мрачная и безлунная ночь греха. Приклонись к моим сердечным воздыханиям, Приклонивший небеса несказанным Твоим истощанием, да облобызаю пречистые Твои ноги, шаги которых Ева в полдень в раю услышав, в страхе скрылась, и отру их своими волосами. Множество грехов моих и бездну судеб Твоих кто исследует? Спаситель души моей, имеющий безмерную милость, не презри Твою рабу».

В  1971 году  впервые в истории нашей Церкви делегатами Поместного Собора Русской Православной церкви стали женщины Участвовали женщины и в работе Поместного Собора 1990 года, избравшего Патриарха Алексия II.

На Поместном  соборе Русской православной церкви , прошедшим в январе 2009 года в московском храме Христа Спасителя. и избравшем 16-м Патриархом Московским и Всея Руси Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) среди членов делегатов собора было 72 женщины (как монахини, так и мирянки)

Сама  Церковь как богочеловеческий организм   немыслима без женщины

Храм, священники, приходская жизнь, воскресные школы – все это, безусловно, помогает ребенку в религиозном становлении, но без каждодневного труда православной матери оно практически невозможно.

Очень часто цитируют: “Жена да убоится мужа своего”, и крайне редко произносится продолжение этой цитаты: “А муж возлюбит жену, как Христос возлюбил Церковь”. В этих словах и раскрывается истинная роль женщины в Церкви: если Христос ради Церкви отдал себя на смерть, то апостол Павел, призывая мужей любить своих жен так же, как Христос возлюбил свою Церковь, указывает на безусловную особенность роли женщины.

 

Особость женщины

Пресвятая Богородица является Матерью Христа и Матерью Церкви—в Ее лице Церковь прославляет материнство, являющееся неотъемлемым достоянием и преимуществом женщины.

А сколько имеется фактов решающей роли  женской  интуиции в тех или иных обстоятельствах.

И никто не оспаривает превосходства  чувствительного  женского сердца

А оно — сердце — признается средоточием всего главного в человеке.

И  Священное Писание, и святые отцы единодушно видят в сердце скрижаль, на которой Бог незримо пишет заповеди Своего закона (Пс. 51, 7), ту храмину, в которую вселяется Его любовь (Рим. 5, 5), тот орган, в котором рождается вера (Евр. 3, 17).

Богослов Павел Евдокимов  пришел к выводу, что поскольку в женщине преобладает сердце, в религиозном отношении именно она должна считаться сильным полом. Она чувствует невыразимое, воспринимает влияние того мира,  веяние вечности.

О почитании женщины Господом

Главное земное действующее Лицо в событии Рождества нашего Спасителя — Дева, Жена, Мать, от Которой Он принял плоть и кровь, Которая вскормила Его и как могла сберегала в скорбной земной жизни.

Сорокадневного Младенца по внушению Духа Святого встречает в храме не только Симеон Богоприимец, но и пророчица Анна.

И тут же приходят на ум евангельские слова: “Кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат и сестра и матерь” (Мк. 3, 35)?

Иисус без всяких упреков и назиданий исцеляет Симонову тещу (Мк. 1, 31), кровоточивую (Мф. 9, 20-22; Мк. 5, 33-34; Лк. 8, 48), скорченную (Лк. 13, 12-13). Пожалев мать, Он воскресил ее сына (Лк. 7, 13); спас от расправы взятую в прелюбодеянии (Ин. 8, 3-11) и простил другую грешницу (Лк. 7, 36-50), даже поставив ее в пример фарисеям. В пример Он ставил и вдову с ее двумя  лептами, или кодрантом (Мк. 12, 42-44, Лк. 21, 2-4), подразумевая высокое благородство души, жертвующей  скудным имуществом своим  во славу Божию.

Возникает иногда вопрос «Почему в православии нет женщин-священников?»

Ответ ясен  и прост. Человек живет в мире символов.  Этими символами  могут быть различные образы литературные и живописные, музыкальные и сценические, и высший  духовный образ – икона. Следуя этому, можно говорить, что священник — это литургическая икона Христа. Сам алтарь можно уподобить комнате Тайной Вечери. Литургия же есть сама Тайная Вечеря. И на этой Вечере именно  Христос Сам раздавал Свои Кровь и Плоть.

И посему именно  священник, причащающий Крови и плоти Христа, должен быть литургической иконой именно Христа.

Кроме того, на Литургии священник именно раздает Дары. Давать, дарить — служение мужское. Принимать — это служение женское. Так что священство есть выражение именно мужского типа личности.

Сам же Господь Иисус Христос всегда был  особо милостив к женщинам. Об этом множество свидетельств.

Если бы Господь хотел указать женщине ее место рабыни (прислужницы) своего господина, то  удобный эпизод представился в доме Марфы и Марии (Лк. 10, 38-42).

Но Господь  — совсем наоборот: не Марию отсылает на кухню, а Марфу, занятую самым женским делом, хоть и любя и дружески, упрекает в суетности, и отнюдь не порицает догадливую Маркелу (так, по преданию, звали служанку Марфы), прервавшую речь Спасителя  возгласом: “Блаженно чрево, носившее Тебя…” (Лк. 11, 27).

Ответы Иисуса на вопросы фарисеев о браке (Мк. 10, 2-12) также посрамляют ветхие  взгляды и обычаи. И  по Его слову, именно муж должен оставить отца и мать и прилепиться к жене своей (Мф. 19, 5)

И не . случайно Господь, говоря о людских скорбях, не упоминает лиц женского пола  : “Предаст же брат  брата на смерть и отец  детей” (Мк. 13, 12).

Женщина опора жизни

И в нашей жизни  множество  женщин  несут на себе незримый труд:  труд жены, труд сестер, труд матерей, труд близких людей. Он как бы на втором плане, он незаметен. Но ведь на самом деле, если бы не было такого труда, то не было бы и никаких других великих трудов. Пресвятая Богородица не имела какой-либо должности в древней Церкви и не несла пастырского служения, однако, пребывая в молчании и молитве, Она, по словам святителя Григория Паламы, была для Апостолов опорой в их проповеди Евангелия и Своими молитвами и мудрым содействием много способствовала их священной миссии.

Уж если Господу и апостолам нужны были мироносицы, чтобы совершать свое служение, то тем более  этот труд нужен всем нам, особенно же тем, кто не имеет возможности выполнять необходимую в быту работу, делая все, чтобы другой труд был успешен.

Прославление жен-мироносиц должно помочь нам осознать  многим из нас значение труда женщин и в нашем обществе, когда кроме необходимых домашних дел на многих из них возлагается огромная ответственность в связи с теми многообразными задачами, которые сегодня женщины решают в обществе,  являясь  опорой не только семей, но и всего общества.

Материал подготовил А.Соколовский/Спасение

Библиография

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: РБО, 2000

Журнал Фома №4/48апрель 2007

Журнал Фома   №6/62июнь 2008

Книга «Дерзай, дщерь! Размышления о женском призвании», М.: Даниловский благовестник, 2001

Диакон Андрей Кураев Женщина в Церкви www.pravoslavie.ru/sm/060131195257.htm —

Павел Евдокимов Женщина и спасение мира” Минск, 1999

Православный женский журнал «Славянка» Удел Пресвятой Богородицы, №6(30), ноябрь-декабрь 2010г.

Женщина в Церкви  Ступени №3 (19)

1 Comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.