Среда, 28 сентября
Shadow

Об обетах назореев

Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха. Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими.


Втор 23:21-23
Цель обета назорейства

Закон Моисеев предусматривал для верного израильтянина возможность посвятить себя Господу на определенное время по собственной воле. Эта возможность получила название обета назорейства. Ею мог воспользоваться любой израильтянин, будь то мужчина или женщина, желавшие посвятить себя на служение Господу. Любой, кто не был левитом или священником, мог дать обет назорейства.

Обет — даваемое Богу обещание совершить какой-либо подвиг, дело милосердия или благочестия.

В библейском сказании о Самсоне, избавителе древних израильтян от ига филистимлян, приводится рассказ о его рождении – чудесном даровании Богом сына бесплодной женщине. Посланный Богом ангел объявил матери, что она родит сына, который должен быть назореем уже в материнском чреве.

Слово "назорей" происходит от евр. назир, "посвященный", "отделенный", но может иметь отношение и к слову незер, "диадема", "венец" (подразумеваются волосы Назорея; см. Чис 6:7: "посвящение Богу его на главе его").

О назорействе в Библии мы читаем в «И сказал Господь Моисею, говоря:объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод; во все дни назорейства своего не должен он есть ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи. Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей. Во все дни, на которые он посвятил себя в назореи Господу, не должен он подходить к мертвому телу… прикосновением к отцу своему, и матери своей, и брату своему, и сестре своей, не должен он оскверняться, когда они умрут, потому что посвящение Богу его на главе его; во все дни назорейства своего свят он Господу». (Числ, 6:1-8)

У израильтян обет назорейства мог дать любой человек — мужчина или женщина, — если считал необходимым посвятить себя Богу на определённое время или на всю жизнь. Упоминание о назореях содержится в отдельных частях Ветхого Завета. Так Самсон называется «назореем Божим от лона матери» (Суд.13:5), пророк Самуил был посвящён Богу на всю жизнь «на все дни жизни» (1Цар.1:11).

Назореи сами по себе, подобно пророкам, служили примером самоотвержения и святой жизни (Амос.2:11 ,12).

Вероятно, апостол Павел также принимал на себя обет назорейства вместе с некоторыми учениками (Деян 18:18; 21:23-26).

Еврейское слово «назир» имеет значение «отделенный, посвященный» и применяется в ситуациях, где происходит определенное выделение или обособление людей.

Посвящение назорея совершалось на добровольной основе и знаменовало собой путь, на который он становился охотно и радостно из-за своей любви к Богу, а также из-за желания жить перед Ним в совершенной святости, жить по Его заповедям и постановлениям, прославляя и восхваляя Его, ища с Ним единства.

Условия назорейства

Обет назорейства включал в себя:

1) абсолютное воздержание от вина и других одурманивающих напитков, а также от сырых или сушеных виноградных ягод и от всего того, "что делается из винограда" (Чис 6:3 и след.);

2) отказ от бритья волос на голове на протяжении всего срока обета назорейства (Числ :6. 5);

3) запрещение приближаться к мертвому телу даже в случае смерти ближайших родственников (ст. 6 и след.). При внезапной смерти кого-либо в присутствии Назорея последний считался нечистым в течение последующих семи дней; после этого Назорей должен был начать срок назорейства заново, для чего сбривал волосы на голове и приносил жертву (Числ.6 : 9-12);

4) по исполнении обета Назорей должен был принести различные жертвы, сбрить свои волосы перед входом в скинию (позднее — в храм) и положить их на огонь, который горел под мирной жертвой. Потом священник брал сваренное плечо овна от жертвы благодарения, пресный пирог и пресную лепешку и, положив это на руки Назорея., возносил, потрясая пред Господом (Числ.6: 13-20). После этого Назорей вновь мог жить обычной жизнью.

Завершение обета назорейства

Давая обет, Назорей всецело посвящал себя Господу, для Которого он был свят (Чис 6:8) и ради Которого налагал на себя определённые ограничения, не отстраняясь при этом от обычного окружения.

Обет назорейства мог быть пожизненным и временным. В случав непроизвольного осквернения назорея запрещенным до окончания срока обета совершался особый обряд очищения (Чис.6:9–12), назорей должен остричь голову, принести искупительную жертву в храме, после чего выполнение подвига начиналось снова, «понеже осквернился глава обета его». Благополучное завершение обета назорейства ознаменовалось также особым обрядом (Чис.6:13–21).

Назорейство служило прообразом времени испытания ученика Христова. Обряд, которым знаменовалось окончание назорейства, указывал на окончание времени служения ученика. Обрезание волос означало оставление плоти, а все приносимые жертвы, каждая по своему, служили прообразом Иисуса Христа.

Сама идея обета назорейства может быть представлена в двух аспектах: а) назорейство (от леитназер "отказываться") — отделение и отдаление от общества, что выражается в запретах и ограничениях, добровольно принимаемых на себя назиром; б) назорейство (от незер "корона") – "…назорейство Бога на голове его, все дни обета его святым будет он Всевышнему", – то есть выражение особой святости, которой принявший обет удостоился в результате его назорейства и связанных с ним ограничений.

Постепенно эта практика вышла из употребления, и в средние века не встречается упоминаний о назореях, а слово «назир» стало обозначать монаха в применении к другим религиям.

Уже Талмуд не одобряет назорейства, так как аскетизм противоречит духу иудаизма.

Единственным видом аскетизма, получившим распространение и всеобщее признание, как можно полагать, уже в библейский период, является пост, рассматриваемый в Библии как мера «смирения души». Пророки неоднократно подчеркивали, что пост и другие умерщвления плоти сами по себе не ублажают Бога и правомерны и целесообразны лишь тогда, когда способствуют моральному совершенствованию человека.

Назорейство в христианстве

В Новом Завете и у первых христиан также есть упоминания о назорействе. Наиболее известным из назореев был Иоанн Креститель (Лк.1:15), который не пил вина и вёл крайне аскетический образ жизни в пустыне.

Вероятно, апостол Павел также принимал на себя обет назорейства вместе с некоторыми учениками (Деян 18:18; 21:23-26). Лица, произнесшие обет назорейства вне Иудеи и не имевшие возможности явиться в Иерусалимский храм по окончании своего обета, довольствовались хранением воздержания, требуемого законом, и обрезанием своих волос у себя дома в той местности, в которой проживали. Приношения и жертвы, которые по предписанию закона Моисеева они должны были лично приносить в Храме, откладывались ими тогда до более удобного случая, то есть до времени посещения Иерусалима.

По сему-то апостол Павел, произнесший обет, подобный назорейскому, будучи в Коринфе, остриг себе волосы в Кенкреях, но отложил полное исполнение своего обета до времени своего прибытия в Иерусалиме.

Назорейство же Господа нашего Иисуса Христа привязано не к обету, а к Его происхождению из Назарета.

Назарянин (греч. надзаренос), назорей (греч. надзорайос), прозвище Иисуса Христа из Назарета (Мф 2:23; 26:71; Мк 1:24; 10:47; Лк 4:34 и др.). Оно связывало Иисуса с Назаретом, Его родиной.

Позднее сами иудеи прозвали христианство "назорейской ересью" (Деян 24:5).

Более того, Христос не был назореем хотя бы потому, что употреблял виноградный сок (см Мф 11:19 и др).

Скорее всего, слово «назорей/назарет» в этом случае происходит не от слова «назир» (отделенный), а от слова «насар», производного от «нашер» – ветвь.

Предполагается, что слова "И пришед поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченое через пророка, что Он Назореем наречется"( Мф 2:23) основываются на пророчестве Ис 11:1, где Мессия назван ветвью от корня Давида

Греческое слово «назорайос» в Новом Завете имеет два значения: «назорей» или «последователь секты назарян», а также «житель города Назарета». Ко Христу оно относится именно во втором значении.

В христианстве назорейство не сохранилось, оно прекратило свое существование вместе с остальными церемониальными постановлениями, указывавшими на Мессию.

Кроме всего, существует препятствие для христианина на пути к назорейству – употребление виноградного сока, которое запрещено назореям, но является одним из постановлений Иисуса Христа в отношении вечери Господней.

Сегодня каждый христианин должен быть «назореем» в духовном смысле, рассматривая «вино» также в духовном смысле – как чуждое учение.

Священное Писание утверждает, что все последователи Христа уже являются отделенными и обособленными: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет 2:9).

ru.wikipedia.org/wiki/Назорей

www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/Назореи

ОБЕТ НАЗОРЕЙСТВА www.dobrie-vesti.ru/magazine/061/index.php?.

Лопухин Толковая Библия Числа, 6. Глава 6 — azbyka.ru/?otechnik/Lopuhin/tolkovaja…04.

www.evreyskaya.de/archive/artikel_1345.htm
Обет, данный Богу cogmtl.net/Articles/103.htm

Александр А. Соколовски

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.