Четверг, 18 апреля
Shadow

О возможных посмертных «мытарствах»

Жыццё карае грэх вялікі грозна,

Гасподзь даруе шчодра, што было,

Схіліся да Яго, пакуль не позна,

Пакінь былое, што прынесла зло.

Смерть есть общая участь всех людей. Но к нашей радости христианство трактует, что она не есть для человека  уничтожение, а только отрешение души от тела.

Истина бессмертия души человека одна из основных истин христианства. «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы».

В Новозаветном Священном Писании смерть называется :

-«исходом души» (буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память (2 Петр. 1:15),

-освобождением души из темницы (2 Кор. 5:1),

-отложением тела (зная, что скоро должен оставить храмину мою — 2 Петр. 1:14),

-отрешением (имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше (Фил. 1:23),

отшествием (время моего отшествия настало (2 Тим. 4:6),

успением (Давид почил (Деян. 13:36).

Св. Иоанн Златоуст, описывая смертный час, учит: «Тогда нужны нам и многие молитвы, многие помощники, многие добрые дела, великое заступление от Ангелов при шествии через воздушное пространство. Если путешествуя в чужую страну или чужой город, нуждаемся в путеводителе, то сколько нужнее нам путеводители и помощники для руководства нас мимо невидимых старейшинств и властей миродержателей этого воздуха, называемых и гонителями, и мытарями, и сборщиками податей!»

На основании  указаний Священного Писания  святые Отцы Церкви изображали путь души, разлучившейся с телом, как путь через такие духовные пространства, где темные силы ищут поглотить слабых духовно и где поэтому особенно нужны защита ангелов небесных и молитвенная поддержка со стороны живых членов Церкви.

Изображение этого пути представлено в житии преп. Василия Нового, где усопшая блаженная Феодора передает спящему ученику преп. Василия, что она видела и испытала после смерти при восхождении на небо.

Путь души по исходе из тела принято называть «мытарствами».

Митр. Макарий упоминает наставление ангела преп. Макарию Александрийскому, по поводу образности сказаний о мытарствах: «земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных».

По церковному учению, после трёхдневного пребывания у гроба душа умершего с 3-го по 9-й день находится в  райской обители, а с 9-го по 40-й день ей показываются адские мучения.

Душа, будучи по природе жительницей того мира, освобождаясь от  тела, становится способной совершенно иным, свойственными лишь ей образом, в отличие от тела, видеть тот мир. Там душе всё открывается. И если, как пишет апостол Павел, в земных условиях мы видим «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно», то там «лицом к лицу» (1 Кор. 13; 12), то есть так, как есть в действительности. Это видение или познание в отличие от познания земного, носящего в основном характер внешний и часто чисто рассудочный, по смерти тела приобретает иной характер – сопричастности познаваемому.

После трех дней начинаются своего рода испытания личности. Сначала – перед лицом добра. Душа проходит путь по всем добродетелям. Следуя  Апостолу, это «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, воздержание» и т.д. (Гал. 5; 22). Так, в течение шести земных дней произойдет особое испытание души перед лицом всех добродетелей.

Подобное же испытание происходит и дальше, с 9-го по 40-й день. Начинается этап, который обычно называют мытарствами. Здесь открывается душе вся сила каждой ее страсти – ненависти, зависти, гордости, лукавства, блуда, чревоугодия……

Мытарства, по учению Церкви, — зто судилища, или места временной остановки душ по исходе из тела в воздушном пространстве, где духи зла, задерживая души усопших, обличают грехи, совершенные ими в земной жизни, до разлучения с телом.

Души усопших, при восхождении от земли на небо для поклонения Богу до кончины мира и дня Страшного Суда в сопровождении ангелов,  проходят воздушное пространство и истязаются духами зла на мытарствах.

Каждое мытарство обличает свой, особенный род греха, и в распределении их наблюдается последовательность: от менее тяжких до менее простительных.

Так, на первом мытарстве истязуются  грехи слова, общие всем людям, — празднословия и сквернословия, а на двадцатом — грехи исключительно противохристианские — бессердечия и жестокости.

Конечно, большему истязанию подвергаются на этих мытарствах души тех, кто на земле жил в откровенном противлении Господу, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления (Еф. 2, 2).

Древность и подлинность учения о мытарствах свидетельствуется тем, что еще св. апостол Павел писал христианам Церкви Ефесской: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам. можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но… против мироправителей тьмы века сего, против» духов злобы поднебесных» (Еф. б, 11-12).

«Тогда-то, во всеоружии Божией правды, мы скажем, удаляясь необличенными с мытарств: если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8, 31)

Указание на существование мытарств прослеживается  начиная со П века (с Тертуллиана). Но ясно и определенно, с распределением мытарств по различным родам грехов, это учение начинает выражаться с IV века, — с св. Ефрема Сирина, Афанасия Александрийского, Макария Египетского, Макария Александрийского, Иоанна Златоуста.

Особенно ярко оно описано у св. Кирилла Александрийского.

В свое время оно исповедовалось  русскими святыми: Феодосием Печерским, Кириллом Туровским, Димитрием Ростовским.

В православном  богословии прохождение через воздушные мытарства является этапом частного суда, посредством которого решается судьба души до Страшного Суда. Как частный суд, так и Страшный Суд совершается Ангелами, которые являются орудиями Божией справедливости: «Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную» (Мф. 13, 49:50).

О состоянии души после частного суда Православная Церковь учит так: «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучатся по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби: впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения. Ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно»

Отцы Церкви полагают, что мучения грешников до Страшного суда имеют характер предварительный. Эти мучения могут быть облегчаемы и даже могут быть сняты по молитвам Церкви .

Таким образом, тема о «мытарствах» составляет материал нравоучительного, воспитательного свойства, педагогического характера.

Церковь на земле славит Бога, объединяет верующих и воспитывает их нравственно,  чтобы помочь им в достижении жизни вечной, в Боге, в достижении святости, без которой «Никто не увидит Господа» (Евр. 12:14).

Для этого нам и необходимо непрестанное церковное наше общение, нас земных, с Небесной Церковью.

У Господа, Пастыря Церкви, как бы два стада: небесное и земное В Послании Восточных патриархов XVII века говорится «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; радуется ли один член, радуются с ним остальные члены». .

Св. Григорий Богослов дал имя земной Церкви его времени «страждущее Православие»: таким оно остается и ныне.

Ап. Павел в послании. к Ефесянам  утверждает, что цель  всего — обожение в Господе, да будет «Бог — все во всем». И земная жизнь христианина есть, и должна быть местом духовного роста, подъема, восхождения души к Небу.

Сами святители именовали  образы суда, непосредственно следующего за смертью, — «мытарствами».

«Мы должны знать, что если мы, познавши Бога, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников». «Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр. Гл. 10).

Св. Иоанн Златоуст говорит «Если мы,  отправляясь в какую-нибудь чужую страну или город, требуем путеводителей, то сколько нам нужно помощников и руководителей, чтобы пройти беспрепятственно мимо старейшин, властей, воздушных миро правителей, гонителей, мытаре начальников! Посему-то душа, отлетая от тела, часто то поднимается, то ниспускается, и боится, и трепещет. Сознание грехов всегда мучит нас, тем более в тот час, когда предстоит нам быть отведенными на тамошние испытания и страшное судилище».

Иоанн  Златоуст очень трогательно пишет о скончавшихся младенцах: «Святые ангелы мирно разлучили нас от тел, и мы, имея добрых путеводителей, безбедно прошли мимо воздушных властей. Лукавые духи не нашли в нас того, чего искали, не заметили того, чего хотели. Узрев тело без греха, они посрамились; увидев непорочную душу, устыдились; увидев не оскверненный язык, умолкли. Мы прошли мимо и посрамили их. Сеть расторгалась, и мы избавились. Благословен Бог, не давший нас в их ловитву»

Славянское слово «страсть» означает прежде всего страдание, а также сильное желание чего-либо запрещенного, греховного – то есть в конечном счете тоже страдание.

Страсти – это страдания.

Христианство и предупреждает, что все страсти, будучи греховными, приносят человеку страдания, и только страдания.

Мытарства по своему существу есть не что иное, как своего рода проверка человека на страсти. Здесь человек показывает себя – кто он есть, к чему он стремился, чего он хотел.

Каждая ступень мытарств есть проверка силы вживления определенной страсти в человеке, когда обнаруживается ее полная сила. Тот, кто не боролся со страстью, кто подчинился ей, кто жил этой страстью, культивировал ее, отдавал все силы своей души на ее взращивание, – падает, срывается на этом мытарстве. И это – либо падение, либо прохождение мытарства – определяется уже не усилием воли человека, а действием преобладающего в нем духовного состояния.

Когда мы ведем жизнь правильную (т.е. праведную), живем по заповедям и каемся в их нарушении, то дух наш соединяется с Духом Божиим, и нам бывает благо.

Когда же поступаем против совести, нарушаем   заповеди, то дух наш становится единым с демонами-мучителями, и таким образом мы попадаем в их власть. И соответственно степени нашего добровольного согласия на грех, добровольного подчинения себя их власти – они мучают нас. И если на земле еще есть покаяние, то там уже поздно. Но не Бог, оказывается, наказывает нас за грехи, а мы сами страстями своими отдаем себя в руки мучителей.

Вместе с тем мытарства не только проверка – они и залог возможного очищения души по молитвам Церкви.

Использованы  работы :

«Православное догматическое богословие» Протопросвитер  Михаил  Помазанский, azbyka.ru

«Посмертная жизнь души» профессор А. Осипов azbyka.ru

Материал подготовил А.Соколовский

1 Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *