О происхождении души

 В первые три века церковное учение о происхождении человеческой души еще не было сформулировано. Поэтому среди христианских богословов появились совершенно различные, а иногда и противоречащие точки зрения по этому данному вопросу.

Этот вопрос, возникнувший еще в древнегреческой философии, стал одним из самых тяжелоразрешимых вопросов христианского учения о человеке. Ведь, по мнению св. Григория Нисского, душа не есть что-либо постигаемое чувством: ни цвет, ни очертание, ни упорство, ни тяжесть, ни количество, ни протяжение по трем измерениям, ни местное положение, и вообще не иное что-либо из усматриваемого в веществе, если в нем есть что-нибудь иное, кроме исчисленного, а душа есть сущность живая, разумная, сообщающая собою органическому и чувствительному телу жизненную и воспринимающую чувственную силу. Образ происхождения души составляет тайну, которую знает только Бог.

Попытки найти его решение предпринимались такими отцами Церкви, как блаженный Иероним, блаженный Августин, святой Григорий Нисский, святой Немезий Эмесский, блаженный Феодорит Кирский и святой Анастасий Синаит.

Поскольку греческая философия не была основным источником для учения отцов Церкви, то они прибегали к ее помощи лишь в крайних случаях, когда не могли найти в тексте Священного Писания ясного ответа на интересовавший их вопрос.

Чтобы изучить в кратких словах православное учение о происхождении души человека, нужно обязательно указать: какие еще были теории по этому вопросу.

Одной из первых теорий происхождения души была «воздушная» или «дыхательная» теория, согласно которой душа попадает в человека из окружающей атмосферы вместе с первым вздохом. Так думали и стоики, и ранние физиологи. Однако, эта теория из-за своей грубой материальности не оказала существенного влияния на церковное учение.

Другой весьма популярной теорией стало учение о предсуществлении душ, впервые выдвинутое Пифагором, а затем обоснованное Платном, который в «Тимее» описывает творение Демиургом мировой «оприроды», или души, произошедшее прежде творения вещественного мира, а также говорит, что из этой души были сотворены богами индивидуальные души по числу звезд, ставших первым жилищем, откуда они попали в соответственное каждой душе тело.

Также ею поддерживались христианские гностики (Валентин, Сатурнин, Василид и др.). Эту теорию разделяли и знаменитые александрийцы – Климент, Ориген и Пчерий, затем – Дидим Александрийский, Евагрий Понтийский, Синезий Киринейский. Наибольшую известность эта теория получила благодаря Оригену. Согласно ему, прежде творения видимого мира Бог сотворил полноту бестелесных разумных существ, чистых духов, часть которых по причине охлаждения их любви к Богу и свободного отпадения от Него стали душами – «охлажденными духами», нуждающимися для своего существования в различных телах.

В пользу предсуществования душ может говорить одно место из книги Премудрости Соломоновой: «Я был отрок даровитый и душу получил добрую; притом, будучи добрым, я вошел и в тело чистое» (Прем. 8,19-20). Но это место не говорит о том, что у души были предшествующие поступки, так как их у нее не может быть, о чем и говорит ап. Павел, показывая в пример Исава и Иакова, которые, когда еще «не родились, не сделали ничего доброго или худого» (Рим. 9,11).

Эта теория стала быстро рассматриваться, как еретическая и нецерковная, поскольку в ней искажается библейское учение о сотворении человека. Она была решительно отвергнута авторитетными деятелями Церкви и на Востоке, и на Западе. Также это мнение было осуждено несколькими церковными соборами, во главе которых Пятый Вселенский Собор осуждал: «Церковь, наученная божественными Писаниями, утверждает, что душа творится вместе с телом, а не так..., как казалось сумасбродству Оригена».

Третьей теорией стало учение традуционизма, т.е учение о передаче души вместе с телом от родителей, впервые возникнувше у ранних стоиков, Зенона, Клеанфа, Хрисиппа. Клеанф доводом этой теории считал то, что в детях отражается сходство с родителями не только в очертаниях тела, но и в сходстве нравов, страстей и талантов.

Это учение было подробно обоснованно Тертуллианном, который учил, что у души, так же, как и у тела, есть свое семя, которое одновременно с телесным семенем внедряется в утробу матери; поэтому душа и тело каждого человека зачинаются, образуются, совершенствуются и рождаются одновременно, без какого-либо временного промежутка. Стоит здесь указать слова св. Григория Нисского: «Человеческое семя изначально имеет в самом своем составе некую всеянную природную силу, которая раскрывается и обнаруживается в определенной последовательности постепенно, вместе с развитием тела; эта сила и есть душа, сокрытая в живом семени и передаваемая вместе с ним от родителей; ведь то, что отделяется от одушевленных существ само не может быть мертвым, поскольку мертвенность возникает из-за отсутствия души».

Можно выделить преимущества этой теории: во-первых, есть возможность сохранить верность буквальному смыслу и пониманию завершенности творческой деятельности Бога в седьмой день творения; во-вторых, легко объяснить и обосновать распространение первородного греха. Но эти преимущества не дают ответов на все вопросы, поэтому в этой теории возникают и недостатки. К ним относятся несовместимость теории с представлением о бестелесной, неделимой и неразрушимой природе человеческой души, а также принижение достоинства души, как созданной по «образу и по подобию Божию» (Быт. 1,26,27). Поэтому в церковной среде появляются споры, в следствие чего была положена критика традиционизма.

Позже появлется компромиссная концепция, сочетающая традуционизм с теории предсуществования. У каждого человека ум (разумная душа) происходит естественным путем вместе с рождением, а в последствии к нему извне присоединяется другой разум, когда первый ум уже укрепится в своих способностях и станет причастен актуальному мышлению.Но эта версия так и осталась теорией у философов, не пустившая корней в христианское учение.

Еще одной самой распространенной теорией стал креационизм- учение о непосредственном творении Богом каждой души, имеющее чисто библейские корни и истоки. Одним из первых эту теорию выдвинул свт. Ириней Лионский, согласно которому каждый из нас как получает свое тело через искусство Божие, так получает и свою душу. Блаженный Феодорит Кирский указывает прямую зависимость точки зрения креационизма от повествования книги Бытия о сотворении первого человека: «Церковь..., веря Божественному Писанию, говорит, что душа созидается вместе с телом и не в вещественном семени имеет образования тела».

Преимущество этой теории в сохранении представления о душе как бестелесной, неделимой и неразрушимой субстанции, имеющей иное высшее происхождение, по сравнении с телом. Однако, есть и трудности: во-первых, предложение «Бог постоянно продолжает творить души из ничего» противоречат словам Священного Писания о том, что «Бог в седьмой день почил от дел Своих» (Быт.2,2-3); во-вторых, не соотносится с теорией распространение первородного греха, поскольку души, сотворенные Богом, должны быть безгрешными; и в-третьих, непосредственное творение Богом души каждого человека ставит Бога, как бы в положение «должника», который всякий раз обязан сотворить душу в момент зачатия тела человека, в каких бы обстоятельствах и какими бы мотивами оно не было бы обусловлено.

Но, наконец, среди христианских споров был предложен компромиссный вариант в виде синтеза этих двух теорий. Таким, образом, творение души здесь понимается в широком смысле, как участие творческой силы Божией, присущей и необходимой для всякой жизни. Отсюда следует, что в Адаме потенциально даны душа и тело каждого человека, на основании того, что в лице праотца Адама Бог сотворил род человеческий. Другими словами, можно сказать так, что душу, как жизненное начало человек получает от родителей в момент зачатия тела, но духовные силы и качества человеку дарует Бог. Однако, каждая душа не есть только повторение предшествующих личностей, но новая, самостоятельная личность, новая форма образа Божия.

Отей Иоанн Кронштадский в своем дневнике рассуждает так: «Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, котрое Бог вдохнул в Адама, которое и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди, поэтому все равно, что один человек или одно древо человеческое».

Отцы Церкви при решение данного вопроса прежде всего стремились исходить из текста Священного Писания, но за его недостатком обращались к античной философии и использовали там действующие теории. Была решительно отвергнута теория о предсуществовании душ и четко сформулировано учение о непосредственном творении Богом души человека. Но осталось при этом некоторая неопределенность в понимании способа этого творения. Отцы Церкви выдвинули компромиссную концепцию в слиянии теориий традуционизма и креационизма, что и явлется до сегодняшней поры православным учением о происхождении души человека.

 

Материал составил диакон Владимир Букштунович

Похожие записи:


Unix-хостинг предоставлен компанией HOSTER.BY