О предназначении мужчины в семье и обществе

Архимандрит Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН – о предназначении мужчины в семье и обществе.

Исполнение Божественного призвания как смысл жизни мужчины.

Как остроумно заметил А. П. Чехов: «Настоящий мужчина состоит из мужа и чина». Можно сказать, что мужчина — это мужской чин. А чин — это особое место в Небесной иерархии. И в этой Небесной иерархии мужчина представляет свою семью, свой род. Поэтому он занимает особое, первенствующее положение в иерархии семейной. В своей семье мужчина может быть только главой — так установил Господь.

Но если для женщины жить жизнью семьи — есть призвание Божие, то для мужчины семейная жизнь не может быть делом главным. Для него самое важное в жизни — исполнение Божией воли на земле.

Главное для семьи — это непрерывная связь с Богом. Она осуществляется через главу семьи: через то дело, которое Господь поручает ему, через участие всей семьи в этом деле. Насколько семья участвует в этом Божественном призвании, настолько она участвует в исполнении Божией воли.

Но понять и исполнить Божию волю вне Церкви крайне трудно, а во всей полноте — и вовсе невозможно. В Церкви человек встречается с Богом. Поэтому вне Церкви мужчина постоянно находится в состоянии некоего поиска. Он зачастую страдает не от того даже, что в семье неладно или материально трудно, а от того, что его занятие ему не по душе, то есть оно — не то, к чему он призван в этом мире.

В церковной жизни человек, Богом водимый, приходит к своему делу, ради которого призван на эту землю. Вне Церкви, вне жизни по воле Божией, вне Божественного призвания эта неудовлетворенность всегда ощущается, мужчина обязательно страдает, душа у него «не на месте». Поэтому счастлива та семья, глава которой нашел дело своей жизни. Тогда он чувствует себя полноценным — он обрёл ту жемчужину, то богатство, которое искал.

Вот от чего мучаются мужчины: не зная Бога или оторвавшись от Него, потеряв смысл, цель жизни, они никак не могут найти своё место в мире. Это состояние души очень тяжкое, мучительное, и ни укорять, ни упрекать такого человека нельзя. Надо искать Бога. И когда человек находит Бога, тогда он находит и призвание, ради которого пришел в этот мир.

Это может быть и совсем простое занятие, но занятие по душе. Нередко человек много лет занимается чем-либо, а потом разом все бросает ради новой жизни. Главное, этот Божественный призыв услышать, откликнуться. Тогда и семья обретает полноту бытия.

Что будет, если родные не поддержат выбор главы семьи? Тогда ему гораздо труднее будет исполнять Божию волю. С другой же стороны, и семья будет мучиться от того, что отказывается от своего предназначения. И какое бы внешнее благополучие ни сопровождало жизнь такой семьи, она будет неустроенная и безрадостная в этом мире.

Мужчина — предстатель пред Богом за свой род.

Традиционно отец православного семейства всегда исполнял в нём роль как бы священнического служения, представляя пред Богом свой род. Он общался с духовником и с ним решал духовные вопросы семьи. Все проблемы жизни семьи может и должен решать глава. Потому что вести семью по жизни Господь поручает мужу, Он его и вразумляет. Это касается не только верующих, так как установленный Богом принцип семейной иерархии действителен для всех. Поэтому и неверующий муж способен мудро решать обычные семейные, бытовые задачи, в каких-то же глубоких духовных или других сложных вопросах жене можно советоваться с духовником. Но любить и почитать своего мужа жене необходимо независимо от его веры.

Жизнь так устроена, что при нарушении Божественных установлений одинаково страдают и верующие, и неверующие. Просто верующие могут понять, отчего это случается. Церковная жизнь даёт осмысление тому, что происходит с нами, этим радостным и скорбным моментам. Верующий человек воспринимает все не как случайность, «повезло — не повезло»: болезнь, несчастье какое-то или, наоборот, выздоровление, благополучие и т. д. Он уже понимает смысл и причину жизненных трудностей и с Божией помощью преодолеть их может. Церковь раскрывает смысл и глубину человеческой жизни, жизни семьи.

Божественная иерархия – твердыня любви.

Вселенская иерархия, Богом установленная от сотворения мира, есть твердыня любви. Господь устроил мир так, чтобы он укреплялся любовью. Благодать, идущая от Бога в мир через Небесную и земную иерархию отношений, удерживается и передаётся любовью. Человеку всегда хочется туда, где есть любовь, есть благодать, где есть покой и мир. И когда иерархия разрушается, он выпадает из этого потока благодати и остается один на один с миром, который «во зле лежит». Где нет любви, там нет и жизни.

Когда в семье разрушается иерархия, то страдают все. Если муж не глава семьи, то он может начать пить, гулять, уходить из дома. Но точно так же страдает и жена, только проявляется это по-другому, более эмоционально: она начинает раздражаться, скандалить. Часто она и не понимает, чего конкретно хочет добиться. А хочет она, чтобы сняли с неё бремя ответственности, чтобы ею руководили, подсказывали, чтобы её поддерживали. Жене необходим муж-заступник. Ей нужно, чтобы он её приголубил, утешил, прижал к груди: «Не волнуйся, ведь я с тобой». Большинству женщин очень трудно без твёрдой мужской руки, крепкого плеча, без этой защиты. Эта надежность в семье нужна куда больше, чем деньги.

Мужчина должен уметь любить, должен быть благородным, великодушным. Только благородное отношение к жизни, к женщинам, к семье должно быть у мужчины.

Мужчине нужно быть немногословным. Не надо стараться отвечать на все женские вопросы. Женщины очень любят их задавать: где был, что делал, с кем? Мужчине следует посвящать жену только в то, что он считает нужным. Не всё надо дома рассказывать, помня о том, что у женщин — совсем другое психическое устроение. То, что муж переживает на работе или в отношениях с окружающими, жену так задевает, что она будет сильно нервничать, сердиться, обижаться, свои советы давать, а иная может даже вмешаться, чем только больше добавит проблем. Поэтому не всеми переживаниями надо делиться. Мужчине чаще нужно на себя брать эти трудности жизни, в себе их переносить.

Господь поставил мужчину иерархически выше женщины, и в мужской природе заложено противление женской власти над собой. Муж, даже если знает, что жена тысячу раз права, всё равно будет сопротивляться и стоять на своем. И мудрые женщины понимают, что нужно уступать. А мудрые мужчины знают, что если жена дает дельный совет, то надо не сразу ему следовать, а через некоторое время, чтобы жена понимала, что в семье не должно быть «по её». Беда, если женщина верховодит — муж ей становится неинтересен. Иногда в такой ситуации жена мужа бросает, потому что уважать его не может: «Он тряпка, а не мужик».

Счастлива та семья, где женщина не может победить своего мужа. Поэтому, когда жена пытается взять в семье верх и всем командовать, то спасти эту женщину может одно — если мужчина будет продолжать жить своей жизнью, заниматься своим делом. Ему в этом отношении надо иметь несгибаемую твёрдость. И если жена не сможет победить его, то семья сохранится.

Женщине надо помнить, что есть такие вещи, которые она вообще никогда не должна себе позволять, ни при каких обстоятельствах. Нельзя оскорблять, унижать мужа, смеяться над ним, выставлять напоказ и обсуждать с другими свои семейные отношения. Потому что душевные раны, которые при этом наносятся, не затянутся уже никогда. Может, жить вместе будут и дальше, но без любви. Любовь исчезнет безвозвратно.

Отцовство как предназначение мужчины в семье.

Предназначение мужчины в семье — отцовство. Это отцовство распространяется у него не только на детей, но и на жену. Глава семьи в ответе за них, обязан их хранить, стараться жить так, чтобы они ни в чём не испытывали нужды. Мужская жизнь должна быть жертвенной — в трудах, в служении, в молитве. Отец должен быть во всем примером. И это не зависит от его образования, чинов и должностей. Важно само отношение мужчины к его делу: оно должно быть возвышенным. Поэтому у мужчины, целиком посвятившего себя только зарабатыванию денег, скорее всего, не будет хорошей семьи, поскольку примером для детей и авторитетом для жены он в полной мере быть не сможет.

Семья воспитывается, дети возрастают на примере того, как отец исполняет своё служение. Поэтому даже длительное отсутствие отца может играть большую воспитательную роль. Например, военнослужащие, дипломаты, моряки могут многие месяцы находиться вдали от своих близких, но их дети при этом будут знать, что у них есть отец — герой и труженик, который занят таким важным делом — служит Родине.

Это такие, конечно, самые разительные примеры, но исполнение своего долга должно быть на первом месте вообще у каждого мужчины. И это спасает семью даже от скудости и бедности жизни. Из Священного Писания мы знаем, что, когда человек после грехопадения был изгнан из рая, Господь сказал, что мужчина будет в поте лица зарабатывать свой хлеб. Но в Евангелии сказано: ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Это значит, что если человек исполняет волю Божию, ищет Царства Божия, то Господь Сам прикладывает достаток ему и всей его семье.

Мне кажется, что у русского человека есть особенность: он может участвовать только в великих делах. Ему неинтересно просто работать ради денег. То, что называют бизнесом — для русского слишком мелко. И если, бывает, он работает только ради денег, то почти всегда при этом ему тоскливо и скучно. Ему безрадостно оттого, что он не может себя реализовать, — мужчина должен не просто трудиться, а чувствовать свой вклад в некое важное дело.

Вот, к примеру, развитие авиации: человек может быть главным конструктором КБ, а может — обыкновенным заводским токарем, это не имеет значения. Причастность к такому великому делу будет одинаково вдохновлять этих людей. Потому-то в настоящее время, когда великие задачи почти не ставятся ни в науке, ни в культуре, ни в производстве, роль мужчины сразу оскудела. Некое уныние у мужчин наблюдается, потому что только добывать деньги для православного человека, для русского человека — задача слишком простая и не соответствует высоким запросам души.

Мужчины готовы отдать свой труд, своё время, силы, здоровье, а если надо, и жизнь на служение, для исполнения долга. Так, несмотря на непатриотичные и корыстные установки нескольких последних десятилетий, наши люди по-прежнему готовы по первому призыву Родины встать на её защиту. Сейчас мы это видим, когда наши офицеры и солдаты сражаются, проливая кровь. Для нормального мужчины это очень естественно — быть готовым за Отечество, за свой народ, за свою семью жизнь отдать.

Многие жёны не понимают и обижаются, когда мужчины больше внимания уделяют своему делу, чем семье. Особенно ярко выражено это у людей науки и творческих профессий: учёных, писателей, художников. Или у тех, кто тесно связан с природой, например занимающихся сельским хозяйством, кто иной раз должен буквально сутками работать на земле или ферме, чтоб не упустить подходящее время. И это правильно, если мужчина отдаётся весь тому делу, которым занимается. И когда он исполняет Божию волю не корысти ради, не денег ради, тогда эта жизнь его очень благодатна и увлекательна.

Мы должны понимать, что, когда предстоим пред Богом, наше «хочу — не хочу» отпадает. Господь ведь смотрит не на то, чего мы хотим, а на то, что можем сделать. Поэтому поручает дела в соответствии с нашими призванием, способностями и устремлениями. И нужно желать не «своего хотения», а того, что нам Богом поручено, желать исполнить все повеленное (Лк. 17, 10). Каждый человек и каждая семья, как соборное целое, как малая Церковь, должны исполнить повеленное.

Мужчине важно понимать, что упущенная возможность — это возможность, упущенная навсегда. И если сегодня Господь подвигает тебя на что-либо, то именно сегодня это нужно сделать. «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», — говорит пословица. Поэтому мужчина должен быть лёгким на подъем — вставать, идти и делать то, что должен. А если отложишь на завтра, то завтра Господь может уже эту возможность не дать, и будешь потом добиваться того же очень долго и очень большим трудом, если вообще добьёшься. Нужно не лениться, ловить этот момент призвания Божия. Это очень важно.

Увлечённого своим делом мужчину надо всячески поддерживать. Даже когда он тратит на это всё свободное время, не нужно его отвлекать, а надо потерпеть. Наоборот, хорошо всей семьей стараться участвовать в этом занятии. Это ведь очень интересно. Например, увлечённый своей работой отец-токарь домой приносил токарные резцы, и дети с рождения вместо игрушек играли ими. Брал сыновей с собой на работу, рассказывал про станки, все объяснял, показывал, давал самим попробовать. И все его три сына пошли учиться на токарей. В таких условиях вместо праздного времяпрепровождения у детей появляется интерес к участию в серьёзном деле.

Увлечённость своим делом передаётся от отца детям, которые с радостью идут потом по его стопам. Пусть иногда они это делают по инерции, но когда освоят отцовскую профессию, даже если Господь потом призовёт их на другое дело, всё это пойдёт им на пользу и пригодится в жизни. Поэтому отец не должен роптать и жаловаться на свою работу: вот, мол, какая она тяжёлая и скучная, — иначе дети подумают: «Да зачем нам это нужно?»

Жизнь мужчины должна быть достойной — открытой, честной, целомудренной, трудовой, чтобы её не стыдно было показывать детям. Нужно, чтобы жена и дети не стеснялись его работы, его друзей, его поведения, его поступков. Удивительно, что когда сегодня спрашиваешь старшеклассников, то многие из них толком не знают, кем работают их отцы и матери. Раньше дети очень хорошо знали жизнь, занятие, увлечения своих родителей. Их нередко брали с собой на работу, и дома постоянно обсуждали трудовые дела. Теперь же дети могут ничего не знать о своих родителях и даже не интересоваться.

Иной раз у этого есть и объективные причины: когда родители занимаются зарабатыванием денег, то способы не всегда благочестивы бывают. Случается также, стесняются своей профессии, понимая, что это занятие не вполне их достойно — их способностей, образования, призвания. Бывает даже, что ради дохода жертвуют своим достоинством, личной жизнью, окружением. В таких случаях при детях ничего и не говорят, не рассказывают.

Мужчина должен понимать, что жизнь переменчива, и в трудных обстоятельствах не стоит сидеть сложа руки, страдая и стеная, а нужно браться за дело, пусть хоть маленькое. Есть много людей, которые сидят без работы, потому что хотят получать сразу много, считают не достойным для себя низкий заработок. В итоге в семью не приносят ни копейки. Нужно быть смиренным — начинать с малого, себя проявить и показать, на что способен. В тяжёлые времена не стоит гордиться и мечтать, а следует думать, как прокормить семью, и всё возможное для этого делать.

В любых обстоятельствах ответственность за семью, за детей у мужчины остаётся. Поэтому во времена «перестройки» многие высококлассные и уникальные специалисты соглашались ради семьи на любую работу. Но времена меняются, и те, кто сохранил свое достоинство, трудолюбие, в конечном счёте оказываются очень востребованы.

Одного рабочего спросили, что такое счастье. И он ответил народной мудростью: «Для меня счастье, когда утром мне хочется идти на работу, а вечером хочется идти с работы домой».

Ветхозаветный закон и новозаветная любовь.

Чтобы исполнять то, к чему призывает нас Господь, нужно любить… Здесь мы можем говорить, что есть закон, а есть любовь. Это как в Священном Писании — есть Ветхий Завет и есть Новый Завет. Существует закон, который регламентирует поведение людей в обществе, в семье. Например, все знают, кто в семье что должен делать. Муж должен обеспечивать семью и заботиться о ней, быть примером для детей. Жена должна почитать мужа, вести хозяйство, содержать дом в порядке, воспитывать детей в почитании Бога и родителей. Дети должны слушаться родителей. Все должны, должны, должны…

Ответ на вопрос, должен ли муж заниматься домашним хозяйством, однозначный — не должен. Это ответ по закону, это Ветхий Завет. Но если мы обратимся к Новому Завету, который поставил над всем законом заповедь любви, то ответим несколько по-другому: он не должен этим заниматься, но может, если любит свою семью, свою жену и в такой его помощи есть необходимость.

Переход в семье от «должен» к «может» и есть переход от Ветхого к Новому Завету. Мужчина, конечно, не должен мыть посуду, стирать, нянчить детей, но если жена не успевает, если ей трудно, если ей невмоготу, то он может это сделать из любви к ней.

Так же и другой вопрос: должна ли жена содержать семью? Не должна. Но может, если она любит мужа, а в силу обстоятельств у него не получается это делать в полной мере. Например, бывают времена, когда мужчины, обладающие уникальными профессиями, высококлассные специалисты, остаются без работы: закрываются заводы, сворачиваются научные и производственные проекты.

Мужчины довольно долго не могут приспособиться к такой жизни, а женщины обычно перестраиваются быстрее. И женщина не должна, но может содержать семью, если так складываются обстоятельства.

Если в семье есть любовь, то вопрос «должен — не должен» сам отпадает. А если начинаются разговоры, что «ты должен деньги зарабатывать» — «а ты должна мне щи варить», «ты должен вовремя с работы приходить» — «а ты должна за детьми лучше смотреть», то это значит — любви нет. Если переходят на язык закона, язык юридических отношений, значит, любовь куда-то исчезла. Когда есть любовь, то все знают, что, кроме долга, есть еще жертвенность. Это очень важно. Поэтому никто не может заставить мужчину заниматься домашними делами, только он сам. И женщину никто не может заставить содержать семью, только она сама может решиться на это. Нужно с любовью «друг друга тяготы носить» и при этом не возноситься и не нарушать семейную иерархию.

Духовная близость супругов есть залог крепости брака.

Жена должна, как ниточка за иголочкой, следовать за мужем. Есть многие профессии, когда человека просто в приказном порядке с одного места отправляют на другое. Например, военные. Бывает, что семья офицера живёт в городе, в квартире, и вдруг его направляют в какое-нибудь захолустье, в военный городок, где, кроме общежития, ничего нет. И жена должна ехать за мужем своим и не ворчать, не капризничать, мол, я не поеду в эту глухомань, а поживу у мамы. Если она не поедет, значит, мужу будет очень плохо. Он станет переживать, расстраиваться, а следовательно, и службу нести должным образом ему будет очень трудно. Над ним и коллеги могут смеяться: «Ты и с женой-то сладить не можешь!»

То же самое можно сказать о духовенстве. Выпускника семинарии, например, из города могут отправить в какой-нибудь дальний приход, где придется жить в избушке и из-за бедности прихожан перебиваться «с хлеба на квас». И молодая жена священника должна ехать с ним. Если же она не желает и настаивает на своём, то это — начало разрушения семьи. Она должна понимать: если выходит замуж, то интересы мужа, его служение, помощь ему — для неё теперь главное в жизни.

Мужчине нужно выбирать себе невесту, которая за ним пойдёт «в огонь и в воду». Если посмотреть на крепкие семьи, то там как раз такие жены. Они понимают: чтобы стать генеральшей, надо сначала выйти замуж за лейтенанта и поездить с ним полжизни по всяким гарнизонам. Чтобы стать женой учёного или художника, нужно выйти за бедного студента, который только спустя много лет станет известным и преуспевающим. А может, и не станет…

Невесту следует искать близкую по духу, своего круга, чтобы представления о жизни, уровень жизни, привычки были похожие. Нужно, чтобы мужу не приходилось стесняться своей жены среди друзей, коллег. Большая разница в образовании, в материальном положении впоследствии сказываются. Если мужчина женился на богатой невесте, то её семья с большой вероятностью будет смотреть на него как на нахлебника. Его, конечно, постараются продвинуть в карьере, дать возможность роста, но всегда будут требовать благодарности за то, что его «возвысили».

И если жена образована лучше, чем муж, — это тоже в конечном итоге будет создавать трудности. Надо иметь очень благородный, именно настоящий мужской характер, чтобы на семейных отношениях пагубно не сказывалось более высокое служебное положение жены.

Чтобы жизнь мужчины состоялась, жена не должна мешать ему делать своё дело. Поэтому жену нужно выбирать именно как помощницу. Важно, чтобы невеста была из хорошей, крепкой семьи. Обычно дети копируют поведение своих родителей, поэтому надо посмотреть, как живёт её семья. Хоть всегда молодежь и говорит, что будет жить совсем по-другому, но всё равно жизнь родителей — пример, хороший или дурной.

Посмотрите, как мать невесты относится к мужу, — точно так же и ваша избранница будет относиться к вам. Конечно, сейчас очень много разводов, и найти себе невесту из крепкой семьи бывает нелегко, но нужно просто знать заранее о тех трудностях, которые могут возникнуть, чтобы быть готовым и правильно реагировать.

В любых ситуациях родителей надо почитать, но слушать их советы, например: «Ты брось мужа, проживёшь и без него, а захочешь — найдёшь и получше», никогда нельзя. Семья — союз нерасторжимый.

Женщине следует помогать мужу в профессиональном возрастании — это должен быть рост всей семьи. Но нельзя его продвигать в том направлении, к чему у него не лежит душа или нет способностей. Хотите, чтобы он обязательно стал руководителем, подумайте, а надо ли ему это? А вам это зачем? Простая жизнь зачастую бывает спокойнее и радостнее.

Иерархия, о которой мы всё время говорим, подразумевает разные уровни: все одинаково жить не могут, одинаковыми быть не должны. Поэтому не надо стараться никому подражать. Надо жить, как Господь благословил, и помнить, что для благополучия семье не так уж много надо. На этот минимум с Божией помощью могут заработать любой мужчина и любая женщина. Но есть некие претензии на большее, и они не дают людям покоя: надо, мол, занять положение не ниже, чем у этого, и жить не хуже, чем те…

Надо понимать, что то дело, к которому человек призван, вовсе не обязательно позволит ему жить богато. Молодая семья в свой начальный период должна научиться жить скромно. В тесной квартире с мамой и папой или в съёмной — потерпеть эту тесноту и скудость какое-то время. Надо научиться жить по средствам, ни у кого ничего не требуя и никого не упрекая.

Этому всегда мешает зависть: «Другие живут вон как, а мы — вот как!» Последнее дело, когда семья начинает мужчину укорять, что он мало зарабатывает, если он старается, трудится, делает всё, что может. А если и не старается… Значит, он и до свадьбы был таким. Большинство женщин по каким-то непонятным соображениям выходят замуж. Вот подвернулся эдакий «орёл» — видный, шустрый. А что он умеет, чем занимается, как живёт, как к семье, к детям относится, что об этом думает, трудолюбивый ли, ответственный, не выпивает ли — это и не интересует. Но раз вышла замуж — все терпи и люби мужа таким, какой он есть.

Сохранение целомудрия до брака и супружеская верность – необходимые условия для развития личности.

Важно сказать и о том, что если молодые люди, юноши и девушки, теряют целомудрие до брака и начинают вести блудную жизнь, то это может иметь необратимые последствия для всей их дальнейшей жизни. Например, у девушек, если они до замужества блудили, характер меняется в скверную сторону: они становятся строптивыми, капризными, упрямыми. Юноши же в результате нецеломудренной жизни часто сильно затормаживаются в своем развитии. Разрушена «цельность мудрости», целостность личности. Те способности и таланты, которые были у него от рождения, могут не только не получить развития, но и нередко вовсе утрачиваются.

От последствий этих грехов можно избавиться глубоким покаянием и искренним сокрушением, но это не каждому под силу. Поэтому, конечно же, целомудрие нужно хранить не только девушкам, но и юношам. Только сохранив чистоту до брака, а затем — храня супружескую верность, мужчина может на самом деле достичь в жизни того, к чему призван. У него будут для этого необходимые средства. Он сбережёт свою свободу и в духовном, и в творческом, и в материальном плане. Сохранив свои природные дарования, он получает возможность развития, достижения полноты личности.

Исполнение Божиих Заповедей – путь сохранения человеческого достоинства

Теряет всякое уважение мужчина, унизивший себя бесчестным отношением к женщине. Безответственные связи, брошенные дети не совместимы с достоинством мужчины, с той высотой, на которую Господь поставил его в мире, в человеческом обществе, в семье.

Ради этого высокого достоинства супруга должны быть уважаемы его жена — его избранница, и дети — его наследники. И муж обязан уважать и ценить жену. Из-за его падений её не должны укорять, презирать, она не должна стыдиться жизни супруга.

Очень хорошо и точно именует мужчину украинский язык — «чоловiк». Мужчина — человек, а человек всегда должен оставаться таковым, а не превращаться в животное. И мужчина может выполнять свой долг, свои обязанности, быть мужем и отцом, только когда он остается человеком.

А в родственном нам сербском языке жена именует мужа — «войно». Глава семьи, женатый мужчина, по-сербски «воин». Сербы, находившиеся под турецким владычеством пятьсот лет, знают, что выстоять порабощенному игом народу можно только тогда, когда его мужчины поголовно становятся воинами. А воин — это, прежде всего, мужество и человеческое достоинство. Ведь из десяти заповедей, данных Богом Моисею, первые пять — о достойной человеческой жизни (о любви к Богу, о почитании родителей), а остальные пять — те, нарушая которые человек превращается в животное.

Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не обманывай, не завидуй — хоть этого не делай, чтобы не стать «скотом несмысленным»! Если ты потерял человеческое достоинство — ты не мужчина.

Сейчас нередко не отличишь мужчину от женщины ни по поведению, ни по манерам, ни по наружности. И очень приятно, когда даже издалека видно, что идёт мужчина — мужественный, крепкий, собранный. Женщины мечтают не просто о муже или друге, а о мужчине, который будет настоящим человеком. Поэтому выполнение заповедей Божиих для мужа — прямой путь сохранить в себе человеческое достоинство и остаться настоящим мужчиной.

Только настоящий мужчина может отдать жизнь за семью, за Отечество. Только настоящий мужчина может благородно относиться к своей жене. Только настоящий мужчина может показывать пример достойной жизни своим детям.

Это и есть ответственность: отвечать перед своей совестью, перед Богом, перед своим народом, перед Родиной. Каждый ответствен и за свою семью, за детей. Ведь не в материальных накоплениях заключается истинное богатство детей, а в том, что отец и мать вкладывают в их души. Это ответственность за сохранение чистоты, целомудрия. Главное — ответственность за душу ребёнка: что Бог дал — Богу верни.

Необходимость духовного возрождения семьи и государства для их сохранения.

Демографическая проблема нашего времени в известной мере держится и на безответственности мужчин. Их ненадёжность порождает у женщин страх перед будущим. Из-за отсутствия мужского начала в семье у женщин возникает неуверенность в завтрашнем дне, сомнения в возможности вырастить, воспитать детей: «А вдруг он уйдёт, бросит одну с детьми? Вдруг он нас не прокормит?» Почему раньше в России почти все семьи были большими, многодетными? Потому что была твёрдая идея нерасторжимости брака. Потому что глава семьи был настоящим мужчиной — кормильцем, защитником, молитвенником. Потому что все были рады рождению детей, ведь это — Божие благословение, умножение любви, укрепление рода, продолжение жизни.

Мужчине в голову не приходило бросить жену с детьми: это же постыдный грех, позор и бесчестье! А женщине в голову не приходило делать аборты — убивать своё родное дитя. Жена была уверена, что муж до смерти не предаст, не уйдёт, не бросит, что на пропитание будет зарабатывать, и она не боялась за детишек.

Матери обычно более ответственны по отношению к чадам, потому то они всего и опасаются. А страх этот — оттого, что мужской дух из семьи исчезает. Но как только мужской дух укрепляется и женщина уверена, что муж не предаст, она с радостью готова иметь много детей. Мы видим это в церковных приходах, где три-четыре ребенка в семьях уже являются нормой. Это как раз пример того, что православные понятия нерасторжимости брака и ответственности перед Богом дают чувство надёжности, уверенности в будущем.

Обсуждая проблемы семьи, почти всегда говорят только о матерях, вроде как за семью и детей отвечают только они. И в любой спорной семейной ситуации право почти всегда на стороне женщины. Возрождение отцовства сегодня необходимо и важно как никогда. Отцы должны понимать свою ответственность, тот особый дух, носителями которого они должны быть.

Тогда женщина опять станет женщиной, ей уже не нужно будет полагаться только на свои силы. Не надеясь на мужа, она держится за работу, без конца занимается учёбой, чтобы не потерять квалификацию, множеством других дел, отрывающих её от семьи, от чад. Дети от этого плохо воспитаны, хуже учатся, слабее здоровьем.

Вообще принцип абсолютного равенства полов вызывает очень много проблем и в воспитании, и в образовании. В частности, воспитывают и обучают мальчиков так же, как девочек, а девочек — как мальчиков. Потому-то и в семьях потом не могут разобраться, кто главнее, кто сильнее, кто ответственнее, да выясняют, кто кому чего должен.

Поэтому одна из главных задач сегодня — возродить мужской дух, дух отцовства. Но чтобы это произошло, важен дух всего государства. Когда оно построено на либеральных принципах всеобщего равенства, диктата прав всевозможных меньшинств, феминизма, почти неограниченной свободы в поведении, то это проникает и в семью.

Сейчас много говорят о ювенальной юстиции, которая полностью подрывает авторитет родителей, лишает их возможности воспитывать собственных детей на традиционных началах. Это просто разрушение всего Божественного иерархического устроения мира.

Российское государство всегда было устроено по семейному принципу: во главе стоял «отец». В идеале это, конечно, православный царь. Его и называли «Царь-батюшка» — так его и почитали, и слушались. Государственное устройство являлось примером устроения семьи.

У царя была своя семья, свои дети, но семьёй для него был и весь народ, вся Россия, которую он хранил и за которую перед Богом отвечал. Он подавал пример служения Богу, пример семейных отношений, воспитания чад. Показывал, как надо хранить родную страну, её территорию, её духовные и материальные богатства, её святыни, веру.

Теперь, когда нет царя, мы радуемся любой сильной власти и правителю, который думает о России, о народе, заботится о нас. Семья не может быть построена на либерально-демократических принципах. Единовластие, отцовство — главный принцип построения семьи.

На примере разных стран легко можно заметить, как влияет тип государственного устройства на жизнь народа. Пример мусульманских стран нам показывает: пусть и специфично, но отцовство у них есть, почитание главы семьи есть, и как следствие — крепкие семьи, высокая рождаемость, успешное экономическое развитие.

В Европе же наоборот: институт семьи упраздняется, рождаемость упала, целые регионы заселяются эмигрантами совсем другой культуры, веры, традиций. Чтобы сохранить институт семьи, а в конечном итоге и само государство, нужна крепкая государственная власть, лучше — единоначалие. Нужен «отец» — отец нации, отец государства. В идеале это должен быть Богом поставленный человек. Тогда и в семье отец будет восприниматься, как это и было на Руси традиционно, человеком, Богом поставленным.

Семья, являясь «клеткой» государства, строится по тем же законам — подобное состоит из подобного. Если всё в социуме устроено не так, если государственная власть действует по совершенно чуждым традициям, законам, то, естественно, и семья, как, например, в Европе, упраздняется, приобретает формы уже даже не просто грешные, а патологические — гомосексуальные «браки», усыновление детей в такие «семьи» и т. п. Даже нормальному человеку в таких условиях сложно уберечься от развращения. А ведь всё это идёт от государства. Государство начинает строиться с семьи, но и семья должна строиться государством.

Простым людям нужно, несмотря ни на что, сохранять традиционные, установленные Богом формы устроения семьи. Именно этим мы со временем, может быть, восстановим и в государстве иерархический порядок. Восстановим нашу народную жизнь как общинную жизнь, как соборную жизнь, как семейную жизнь.

Народ — это единая, соборная, Богом данная семья. Сохраняя Православие, духовные традиции, культуру, православную семью, воспитывая детей по-православному, строя свою жизнь по Божественным законам, мы тем самым будем возрождать и Россию.

Архимандрит Георгий (Шестун) — доктор педагогических наук, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии Самарской Православной Духовной семинарии, наместник Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня, настоятель прихода Троице-Сергиева храма г. Самары.

(Статья написана для журнала «Славянка»).

Похожие записи:


Unix-хостинг предоставлен компанией HOSTER.BY