Среда, 18 мая
Shadow

О понуждении к воздержанию

«Всякую добродетель красит мера»

 

Слово «воздержание». обычно вызывает неприязнь у мирских людей. А между тем воздержание — одна из первоначальных, всегда необходимых добродетелей христианина и является одновременно и условием стяжания, и плодом сопребывания с ним Духа Святого Божия (Гал. 5, 23).

 

Понятие воздержания

В общем значении под воздержанием подразумеваетсятся, что человек проявляет свою волю для того чтобы избежать какого-то действия, слов или мыслей.

В христианском понимании – это удерживание себя от исполнения тех своих желаний, которые не согласуются с Божией волей, не дают пользы душе, не обогащают ее духовно, не служат к накоплению ею «сокровищ» в Царстве Небесном.

Апостол Павел говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12). Стало быть, если не полезно, то зачем же мы будем врагами себе, касаясь вредного?

И уж никак не следует думать, что воздержание есть только «монашеская наука» и что поучение о нем святых отцов относится только к инокам, но не к христианам вообще, и, в частности. живущим в миру.

Апостол Павел говорит, что в той или иной мере каждый христианин должен быть подвижником, а «все подвижники воздерживаются от всего: те (мирские) для получения венца тленного, а мы (христиане) — нетленного» (1 Кор. 9, 25).

По слову Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Если проанализировать любой грех, то как причина за ним всегда стоит невоздержание. А что же такое воздержание? Воздержание — это самодисциплина, это самоконтроль, это способность управлять своими мыслями, чувствами, делами в соответствии с теми установками, которые являются для каждого из нас священными. Воздержание требует силы— силы воли, силы убеждения. . И ведь это не требования ради требований, но предложение особого образа жизни, который приводит человека к подлинному покаянию, к осознанию своих грехов и вооружает его силой преодолевать их.»

 

Виды и степени воздержания

В каждой человеческой общности существуют и действуют свои виды и степени воздержания.

Конечно же, особенно они строги в монашеской среде.

Монашеские обеты сводятся к трем основным: послушания, нестяжания и целомудрия. Послушание — это добровольное отсечение своей воли перед Богом, перед старшими, перед всяким человеком.  Нестяжание — добровольная нищета, отказ от всякого земного обладания. Это не значит, что монаху нельзя ничего иметь —  никаких вещей или утешений на земле, но это значит, что он ни к чему не должен иметь пристрастия. Внутренне отказавшись от богатства, он обретает евангельскую легкость духа, не будучи ни к чему привязан. Монашеское целомудрие, которое включает в себя безбрачие как один из составляющих элементов, есть устремленность к Богу, желание сверить каждый свой поступок, каждый помысел, каждое движение души с духом и буквой Евангелия.

Для всех же христиан виды воздержания общие. Это и воздержание от помыслов плоти, и воздержание от совершения греховных действий и чувств, воздержание от излишеств.

Это всё разные степени воздержания.

Есть то, что разрешено, и есть то, что запрещено.

И воздерживаться иногда можно и от того что разрешено и от того, что необходимо. А от того что запрещено и вредно, воздержание обязательно.

Как пишет преподобный. Варсонофий Великий: «Мера воздержания не ограничивается только пищей и питием, но простирается и на разговоры, и на сон, и на одежду, и на все чувства»

Старец Силуан пишет: «Для мира душевного нужно быть воздержанным, потому что и от нашего тела теряется мир. ..Не осуждай других… не старайся знать чужих дел, кроме своего. Кто послушлив и во всем воздержан: в пище, в слове, в движениях, в смотрении, в помыслах, — тому Сам Господь дает благодать и молитву, и она легко совершается в сердце».

Насквозь пронизаны воздержанием самые разные стороны православной жизни.

Наиболее очевидный вид воздержания, конечно же, пост.

Помимо поста, воздержание касается и молитвы.

Как известно, православная традиция предписывает воздерживаться на молитве от воображения. Надо стоять перед Богом, а представлять Его специально излишне, опасно. Если молящийся для начала вообразил Бога и взялся молиться, то он обращаюсь к своему представлению, а не к живому Богу, Который существует и без его представлений о Нем.

Помимо прочего, воздержание, конечно, относится ко всему, что справедливо считается грехом: воздержание от гнева, чревоугодия и так далее по восьми главным страстями и по иным не главным.

Можно остановить грех на разных его стадиях, практикуя воздерживание от грехов делом, словом и помышлением (что порой труднее).

 

Владение собой

Православная практика воздержания не сужает нам нашу свободу выбора, но даёт нам ценный опыт владения собой.  Недаром же в Священном Писании говорится «Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим» (Пр.25:28)

Людям часто кажется нормальным и естественным прилагать огромные усилия для того, чтобы добиться чего-то, тленного – например, денег и почестей, которые через какое-то время неизбежно выскользнут у них из рук

Всё, что мы имеем, – не навсегда.

Если, даже при хорошем воспитании, уме и характере, просто перестать за собой следить, то деградация неизбежна. Мало-помалу она разрушит всё, что созидалось годами. Чтобы человеческое достоинство потерять, достаточно лишь следовать своим желаниям, рассуждая: «Мне так хочется, и значит это вполне естественно». Если хочется, значит можно, значит нужно, и без разницы, как к этому хотению относятся другие с их представлениями о человеческой жизни».

Человек реализует себя не только когда он движется к намеченной цели, но и когда он сознательно останавливает себя. Остановка не менее значима, чем движение. Остановиться бывает потруднее, чем двигаться дальше.

Не всегда мы умеем вовремя остановиться, потом жалеем об этом. По сути, из навыка вовремя сдерживать себя и, когда надо, подгонять себя и складывается способность управлять собой.

Мы должны находиться в готовности, потому что грядут лукавые дни.

И мы не можем упустить возможности   доказать всеми своими поступками, что мы истинно верим и подлинно любим Христа, и лишь благодаря этим силам, мы живем, и что ничто больше нас не интересует, и ничто не волнует, ибо ничего не имеем мы в этом мире.

Для того мы и пришли в этот мир, чтобы стать «мертвыми для мира» по пророческим словам: «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6: 17-18).

 

Диакон Павел Сержантов, «Без воздержания не будет человек»

www.pravoslavie.ru

Н.Е.Пестов, «Современная практика православного благочестия» www.azbyka.ru

 

                         Александр А. Соколовский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.