Вторник, 23 апреля
Shadow

О десятине

Известно, что десятина составляла необходимую обязанность в Ветхом Завете для богоизбранного еврейского народа. Приношение десятины составляло дар Богу и состояло из десятой части произведений земли, стад и т.п.*

В Новом Завете мы не встречаем определений, которые бы касались десятины. Правда, можно было бы предположить, что это установление по умолчанию (де-факто) перешло и в Новый Завет. Так, у апостола Павла мы встречаем высказывание о том, что «Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1Кор 9. 4-14). Но здесь нет указания на десятину. Как и в действиях Господа, не отказавшего собирателям подати на храм (Мф 17. 24-27), мы не усматриваем одобрение десятины.

Конечно, нельзя сказать, что пожертвований на церковь в апостольские времена не было. Они были, но они не носили характера десятины. Это были добровольные пожертвования на храм Богу, на нужды Евхаристии и для нуждающихся членов общины. Правда, в последующие века жизнедеятельности Церкви были попытки навязать десятину мирянам. Мысль, что христиане обязаны вносить десятину в пользу церкви, весьма нередко, как об этом пишет профессор А. П. Лебедев, встречается в сочинениях и проповедях замечательнейших писателей IV и V веков. Так, на востоке за десятину высказывался свт. Иоанн Златоуст, на западе — блаженные Иероним и Августин. Они указывали на древний, ветхозаветный обычай, которому, по их мнению, необходимо было бы следовать и христианам.

Но в Церкви десятина так и не прижилась. Добровольные пожертвования по-прежнему, как и в первые века Церкви, составляют основной источник дохода храма.

*Симфония представляет 32 ссылки на места, говорящие о десятине в Ветхом Завете. Эти места говорят о четырех разных видах десятин. 1. Жертвовать десятую часть общего годового урожая заповедано в Левите 27:30-32, Числах 18:21-28 и практика этого записана во 2 Паралипоменон 31:5, Неемии 10:35-37, 12:44 и 13:5. речь идет о десятой части всего, выращенного на полях, виноградниках, садах и от ежегодного прироста в стадах животных. Цель этой десятой части – поддержка колена Левия.

2. Второй вид десятин предназначался для праздника в Иерусалиме. Второзаконие 12 и 14:22-29 наставляет тратить этот вид десятин на «гуляния», пир на весь мир.

3. Третий вид десятин собирался каждые три года: «левит, …, пришелец,.. сирота, вдова пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь» (Второзаконие14:27-19). Эта десятина предназначалась тому, чтобы люди, не являвшиеся состоятельными землевладельцами, могли пировать в радости в Господе равно как и те, на кого они работали и у кого подбирали колосья и крошки. О бедных заботились ежедневно, они были вынуждены подбирать колоски с полей, остатки на полях и в садах (Левит 19:9-10 и Второзаконие 24:19).

4. Последний вид десятин давались коленом Левия дому Аарона согласно наставлениям в Числах 18:25-28. Именно они приносились в кладовые в Неемии 10:38. Левиты отдавали десятины Аарону.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *