Среда, 28 сентября
Shadow

Мысли о возрождении приходской жизни, навеянные чтением трактата о церкви Павла Аделгейма

В наше время возрождение православия, когда открываются новые монастыри и храмы восстанавливаются разрушенные, когда начинает звучать проповедь Евангелия за пределами храма и т. п. встаёт вопрос о возрождении приходской жизни.

Прошлое положение прихожан, в которое они были поставлены в советское время, не может устраивать Церковь.

Прихожане должны активно принимать участие в приходской жизни являть себя как община конкретного прихода, возглавляемая её пастырем.

Прихожане не связанные общением ни с клиром, ни между собой разбредаются как овцы, не имеющие пастыря.

«Взаимная невостребованность прихожан и прихода — что наблюдается в настоящее время-настораживает» — пишет в своём труде священник Павел Адельгейм.

Приход ныне разрывает взаимную невостребованность прихода и прихожан. С одной стороны, храмовая жизнь остаётся не востребованной большинством потенциальных прихожан. Не соотнося свою жизнь с жизнью прихода не находя в ней соучастия своим повседневным нуждам они воспринимают её как экзотику.

С другой стороны прихожане остаются, не востребованы храмовой жизнью, поскольку она самодостаточна и может обходиться без них. Во многих храмах Богослужение малолюдно. За приделом Богослужения прихожане востребованы ещё меньше. Они не причастны к управлению приходом, лишены участия в обсуждении проблем приходской жизни, отстранены от церковной инициативы и творчества. Храм и причт видят в них только источник материального содержания. По существу прихожане пассивны, т.к. лишены возможности активной жизни в приходе. Из-за неопределённого понятия «прихожанин» никто не знает, сколько их в приходе, где и как они живут, в чём нуждаются, как веруют.

Настоятели храмов ограничивают свои обязанности, заботой (и то не всегда) о благолепии храмов и создании комфортных условий для молитвы, иногда заботой об удовлетворении религиозных нужд прихода и даже его просвещения.

Проблемы же паствы их не касаются или касаются мало. Они не живут жизнью прихода. Они не в нём, они над ним.

Такова неприглядная картина нашей церковной действительности. С которой ни как не хочется мириться.

И так, лишая прихожан их фактически законного статуса в Церкви, исключая их из жизни приходов мы не можем пока говорить о возрождении Церкви. Потому как Церковь — это народ Божий, который включает в себя и архиереев и клириков и мирян. Тело не считаться здоровым, если один из органов не функционирует или функционирует плохо.

Мы все составляем Тело Христа, порознь члены этого Тела.

Церковь-это соборный организм. Соборность же определяет внутри сущностное бытие Церкви — полноту благодати и целостность истины, в ней явленные. Всё это возможно в Соборной Церкви.

Поэтому путь к Возрождению Церкви лежит через возрождение полноценной жизни прихода, укоренённой в древней практике и жизни местной Церкви. Я думаю нужно начать с осуществления в приходской жизни норм, указанных в Уставе, определением задач, предание значения органам управлением приходом. Приходское собрание, возглавляемое настоятелем должно стать действительным органом церковного управления.

Священник храма Рождества Христова в г. Борисове иерей Евгений Шваб.

6 Comments

  • Димитрий

    О. Евгений, а что конкретно Вы предлагаете, с какой малости начать? Выскажу свое мнение также. Надо простые вещи, на мой взгляд: место встречи прихожан и всех желающих после службы, и чтобы кто-то из клира выходил к народу, выходил просто пообщаться, узнать их нужды, сказать свои, в конце-концов познакомиться лично с людьми. Неужели мы этого не достойны?

    • Дорогой Димитрий! я рад,что Вас заинтересовала моя статья .В статье я написал,что начать нужно с реанимации приходского собрания.Необходимо созывать его раз в год.Я думаю,прихожане к этому-пусть и не во всех приходов-уже готовы.С Вашим мнением о встрече клира с церковным народом я,конечно,согласен.Такие встречи проводил,например,о.Димитрий Дудко,еще при» совдепе»!

  • Димитрий

    О. Евгений, даже не надеялся что будет ответ какой-то, поэтому очень удивлен. Обычно бывают ответы в духе — кайтесь, молитесь, поститесь (и не лезьте куда не просят). Говоря о встречах, я имел в виду не противопоставление клир-не клир (иерархичное, хотя и такое необходимо), а неконтролируемое живое общение живых людей с живой Верой. Неформализованное, незаорганизованное, не имеющее иной цели как взаимообщение и возможная взаимопомощь ( а то как брату своему помочь, если и имени его не знаешь?), невзаимокорыстное, не направленное на решение материальных проблем (хотя и такое надо).

    Был случай, когда приходское собрание стало батюшку сильно контролировать — чуть ли не каждый шаг, тоже, наверное, нехорошо. А с другой стороны, если настоятель единолично формирует все и вся вокруг себя, то тоже наверное крайность, и зачем ему прихожане неподконтрольные .

    • Дима,Вы все правильно рассуждаете.В Вашем лице я вижу единомышленника!В Церкви все должно решаться в духе любви и свободы.К сожалению,мы современные христиане.часто пребываем в духе законничиства и подхалимства.Клир и миряне,конечно же,не должны противопоставляться друг другу,между ними не должно быть пропусти,ибо все мы-«царственное священство,народ,взятый в удел».Приход не должен превращаться в тоталитарное общество,ибо тогда он перестает быть Церковью.Церковь-это соборный организм,этого никогда не нужно забывать.

  • Димитрий

    О. Евгений, только смог теперь написать, извините. Может ли в деле организации приходской общины и жизни помочь менеджмент (управление)? Насколько я понимаю, те формы организации и самоорганизации приходской жизни, которые были до 1917 года сегодня утеряны. Восстановить их, похоже, уже не получиться. Тогда, может быть, стоит адаптировать для церковной деятельности некоторые светские (хотя они не совсем светские) законы управления и организации. Например, в Подмосковье, один батюшка предлагал разделить богослужебную жизнь от хозяйственной, чтобы богослужебной жизнью занимался священник, а хоз. деятельностью — помощник настоятеля по хоз. вопросам. Что Вы думаете об этом (еще интересно было бы узнать мнение епископа Вениамина по этой теме)? Спаси Господи.

  • Такое разделение,как указал ты, Дима,существует.В приходе за хозяйством следит староста.Кроме хозяйственной деятельности,он выполняет еще и некоторую богослужебную;а именно:следит за благочинием(порядком)во время богослужения!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.