Среда, 28 сентября
Shadow

Молясь – живёшь

«Лучше пять слов умом — чем сто языком «.

Свидетельство новой жизни

Для полноты  христианской жизни, её устремлённости к Всевышнему Господу, всякому христианину  необходима молитва домашняя и общественная, необходимо участие в богослужении.

Любовь всегда требует живых личных отношений с тем, кого любишь.

По отношению же  к Богу – это молитва.  Сущность молитвы состоит из нашей мысли, которая соединена с чувством, идущим из  глубины нашего сердца.

У Михаила Лермонтова есть замечательный стих «Молитва»

В минуту жизни трудную

Тесниться ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Сокровища православной духовной и мистической традиции напоминают православным христианам, что они призваны быть «свидетелями сему» (Лк 24:48). Как свидетели новой жизни, пришедшей в мир через Христа, как  свидетели преображения и воскресения, – мы можем, несмотря на окружающее нас смятение и мрак, хранить надежду на лучшее будущее.

Современный греческий поэт Георгиос Веритис  пишет:

«Благодарю Бога за то,

Что за каждым закатом

Следует рассвет…»

Без оптимизма нет жизни, а без веры невозможно будущее.И мы знаем, что, с Божьей помощью, рано или поздно взойдет солнце и  ночная  тьма уступит место дневному свету. Эта уверенность  и дает нам возможность жить настоящим во всей его полноте, укрепляя себя упованием на будущее.  

Молись  покаявшись

По словам преп. Исаака  Сирина «Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется заодно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души»

Св. Иоанн Златоуст научает: «Молитва имеет два вида: первый – славословие со смиренномудрием, а второй, низший – прошение. Посему, молясь, не вдруг приступай к прошению.… Начиная молитву, оставь себя самого, жену, детей, расстанься с землей, минуй небо, оставь всякую тварь видимую и невидимую, и начни славословием все Сотворившего; и когда будешь славословить, не блуждай умом туда и сюда, не баснословь по-язычески, но выбирай слова из Святых Писаний.Когда же кончишь славословие… тогда начни со смиренномудрием и говори: недостоин я, Господи, говорить пред Тобою, потому что я весьма грешен, — более всех грешников грешен я. Так молись со страхом и смиренномудрием. Когда же совершишь обе эти части славословия и смиренномудрия, тогда проси уже, чего ты должен просить, то есть не богатства, не славы земной, не здравия телесного, потому что Он Сам знает, что полезно каждому; но, как поверено тебе, проси Царствия Божия»

Мысль о том, что можно обойтись без помощи Божией является проявлением личной гордости.

Прежде чем начать молиться, мы должны попросить у Бога прощения за все наши ошибки и немощи.

Молитва должна сопровождаться состоянием покаяния. Чтобы наша молитва была действенной, мы должны ощущать, что сами являемся грешниками.

 Все наши просьбы в молитве должны произноситься со смирением, если мы хотим, чтобы Бог их услышал. И вообще смирение всегда должно сопровождать молитву.  «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50,19).

Просьба о помощи в молитве должна касаться наших  духовных понятий, а не материальных. Но если мы просим духовной помощи, Бог подает нам и материальное благо, то,  что полезно для нашей души.

Молитва — дыхание души.

Как человек биологически умирает, если перестает дышать, так же он умирает духовно, если дышать перестает его душа.

Из этого следует, что молитва, как вопрос жизни и смерти для человека, должна быть непрестанной, постоянной, а сам человек должен молиться, невзирая на препятствия, трудности и немощи.

Молитва не должна зависеть от нашего желания или вдохновения. Поскольку мы дышим не по своей воле — так и молитва не должна соотноситься с нашим желанием, но должна восприниматься нами как насущная потребность. Она должна стать для нас абсолютной нормой, которая не подлежит обсуждению и должна  просто соблюдаться.

Отсутствие желания молиться — это тяжкий грех, оно свидетельствует о том, что мы грешны, в чем особо и должны просить у Бога прощения.

 В отличие от телесного дыхания, молитва не самопроизвольна. 

 Для нашей самоорганизации и  реализации молитвенного делания  мы должны использовать следующие факторы :

1) покаяние; Когда нам трудно молиться, мы должны покаяться в этом и попросить у Бога прощения за то, что нам не удается молиться, что мы не хотим молиться, что нам не хватает молитвенного усердия, что мы не можем молиться регулярно и т.д.

2) усилие воли; Когда трудно начать молиться или продолжать молитву, то этому нужно противостоять усилием воли. Нет молитвы без усилия. Это не умаляет значения благодати, которая помогает нам и облегчает для нас молитву, но означает, что в молитве всегда есть некая область, в которой все зависит от нас и на которую и должны быть направлены наши усилия

3) терпение; Практика молитвы требует большого терпения. Здесь нет ничего достигнутого раз и навсегда, ибо каждый день наша молитва вновь подвергается испытанию. Это следует осознавать и никогда не опускать руки под тем предлогом, что молиться трудно или что мы не достигаем результатов.

4) строгую дисциплину.

О молитвенном правиле

Чтобы достичь непрестанной молитвы, мы с самого начала должны организовать молитвенную жизнь и для этого установить себе ежедневное правило, которого следует строго придерживаться. Его выполнение не должно зависеть от нашего настроения или желания; мы не должны ждать того, чтобы у нас, например, появилась расположенность к молитве.

 Это правило состоит в том, чтобы, во-первых, молиться, по меньшей мере, два раза в день, утром и вечером, и, во-вторых, каждый раз проводить в молитве определенное количество времени.

Поначалу мы не должны быть слишком самонадеянными и устанавливать себе такое правило, которое наши жизненные обстоятельства не позволят нам в дальнейшем выполнять всегда:   регулярность и качество важнее количества.

 Св. Игнатий Брянчанинов наставлял :  «Избрав для себя соразмерное силам и душевной потребности молитвенное правило, старайся тщательно и постоянно исполнять его: это нужно для поддержания нравственных сил души твоей, как нужно для поддержания телесных сил ежедневное, в известные часы, достаточное употребление здоровой пищи.»

Молитва должна быть важнейшим предметом наших помыслов и быть первым делом, с которого мы начинаем день.

Ничего невозможно приобрести навсегда. Каждое утро мы переживаем  новое начало.

 На протяжении последующего  дня нужно следить за тем, чтобы не забывать молиться перед любым делом и все время, пока мы его делаем. Благодаря этому благодать Божия помогает нам принимать правильные решения и избавляет от беспокойства по этому поводу. Молиться нужно и по завершении всякого дела.

Сохранению внимания на молитве и правильному ее течению помогают святые иконы. Св. Игнатий Брянчанинов пишет: «Святые иконы приняты Святой Церковью для возбуждения благочестивых воспоминаний и ощущений, а отнюдь не для возбуждения мечтательности. Стоя пред иконою Спасителя, стой как бы пред Самим Господом Иисусом Христом, вездесущим по Божеству и иконою Своею присутствующим в том месте, где она находится. Стоя пред иконою Божией Матери, стой как бы пред Самою Пресвятою Девою, но ум твой храни безвидным»

 Ничего нельзя совершать без молитвы. Все должно быть с ней связано. Молитва должна быть во всем, что мы делаем, и все, что мы делаем, должно быть в молитве.

 В каждое действие и в каждый помысел нашей жизни мы должны класть закваску молитвы.

Важным условием правильной молитвы является внимание к словам молитвы.

 «Качество истинной молитвы состоит в том, — говорит святитель Игнатий Брянчанинов, — когда ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму. Заключай ум в произносимых словах молитвы и сохранишь его во внимании… Произноси слова с крайней неспешностью и будешь удобнее заключать ум в слова молитвы».

. В Евангелии сказано, что, чтобы помолиться, нужно затворить двери, остаться одному и в одиночестве обратиться к Богу (Ср.: Мф. 6,6).

Нужда в молитве

Молитва жизненно необходима. Она является пищей и жизнью для души. 

Молитва помогает нам быть ближе к Богу, к другим и к самим себе

Молитва помогает нам более насыщенно и качественно проживать каждый момент своей жизни. Поэтому она делает нас,  с одной стороны, менее отстраненными от того, что нас окружает, менее равнодушными, а  с другой, — она  позволяет нам отстраниться от этого мира и прикрепиться к миру иному — тому, в который мы войдем после смерти и в котором будем жить в вечности.

Святейший Патриарх Кирилл так говорит о сегодняшней ситуации «Современный человек нуждается в молитве, может быть, сильнее, чем предшествующие поколения. Он нуждается в молитве именно потому, что ни с чем не сравнимое бурное развитие жизни оказывает на человеческую личность огромное разрушительное воздействие. Именно для того, чтобы уравновесить обрушивающиеся на человека проблемы и конфликты внутренней духовной силой, и нужна помощь Божия»

Библиография

Библия. Книги Священного писания. Ветхого и Нового Завета ОБО.1992

Свт. Иоанн Златоуст О молитве  http://www.rusidea.org/?a=25092702

Свт Игнатий (Брянчанинов). О молитве   М.   1998

Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сл. 11   М.,. 1997

Патриарх Кирилл о молитве и темпе современной жизни www.zavet.ru › .

Патриарх Варфоломей www.portal credo.ru/site/?act=tv_reviews&id.

Лермонтов М. Ю. Поэзия. Проза  АСТ М. 2009

                                                                      Александр А. Соколовски

2 Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.