Как жить, не сбиваясь с пути? Об отзыве на зов «Иди за Мной» - Кафедральный собор Воскресения Христова
Четверг, 20 января
Shadow

Как жить, не сбиваясь с пути? Об отзыве на зов «Иди за Мной»

Мне чудится таинственный обет…

И, ведаю, он сердца не обманет, —

Забвения тебе в разлуке нет!

Иди за мной, когда меня не станет.

Зинаида Гиппиус

 

Призвание апостолов

 

Обращаясь к Евангелию, мы восхищаемся, какого успеха в деле христианизации человечества достигли апостолы — эти простые люди, так повлиявшие и изменившие целый мир.

 

А всё началось с того, что они (будущие апостолы) пошли за Господом.

 

«Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф 4. 18-23).

 

Они были рыбаками до того, как услышали этот зов.

 

В те времена рыбная ловля была главным занятием большинства жителей побережья Галилейского моря (Генисаретское озеро, Тивериадское озеро, море Киннереф (Чис 34. 11).

 

Услышав обращение, рыбаки Петр и Андрей воспринимают Господа как одного из учителей, которые собирали себе учеников.

 

И фраза «идите за Мной» означала в то время только одно: будьте Моими учениками. Господь предлагает простым рыбакам: «Я сделаю вас ловцами человеков».

 

Петр и Андрей перестали забрасывать свои сети в Галилейское море, когда к ним приблизился Иисус из Назарета, посмотрел им в глаза и сказал эти простые слова: «Идите за Мною». Матфей пишет, что эти два рыбака «тотчас, оставив сети, последовали за Ним».

 

Тогда Сын Человеческий приблизился к двум другим рыбакам, которые были в лодке со своим отцом и чинили сети. Иисус позвал их, и Иаков и Иоанн «тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за [Господом]».

 

Рыбная ловля неоднократно используется в Священном Писании Ветхого Завета как аллегория духовной жизни.

 

В Ветхом Завете говорится об ангелах — ловцах людей, которые будут «вылавливать» грешников для суда (Иер 16. 16), (Иез 29. 4-5).

 

Но в Новом Завете Бог говорит о «ловле» людей не для осуждения, а для спасения, для Царствия Небесного.

 

Сети бывают самых разных размеров и форм. Те сети, что оставили Петр, Андрей, Иаков и Иоанн, были осязаемыми орудиями труда — с их помощью рыбаки зарабатывали на жизнь.

 

Вообще сети определяются как приспособления для ловли чего-нибудь. В более узком, но более важном смысле мы могли бы определить сеть как то, что заманивает нас или мешает нам последовать зову Иисуса Христа.

 

В этом смысле сетью может стать наша работа, наши увлечения, наши удовольствия и, конечно же, наши искушения и грехи.

 

Быть учениками духовного учителя значило оставить свой обычный образ жизнь, «бросить все» и следовать за ним.

 

Петр и Андрей сделали этот выбор. «Последовали» — значит решились быть Его учениками и бросили все свои прежние занятия.

 

И другие два брата — Иаков Зеведеев и Иоанн — без раздумий бросают свое дело, отца и также становятся учениками Спасителя.

 

Евангельский пример апостолов, без всяких размышлений последовавших за Господом, доказывает и убеждает, что каждое духовное решение, будь то отказ от совершения соблазнительного греха или решение уделить нуждающемуся человеку свое внимание либо предложить имущество, нужно принимать без промедления, если мы знаем, что этого от нас хочет Бог, что этим мы последуем за Ним и действительно станем Его учениками.

 

О следовании и нам за Господом Иисусом Христом

 

Идти за Иисусом Христом — значит повиноваться слову Иисуса Христа, и потому мы должны слушать, верить и исполнять все, что сказал Иисус Христос в Евангелии и через апостолов Своих, и все это делать без мудрствования, в простоте сердца.

 

И, как сказано в Писании, «Кто верует в Меня, у того … из чрева потекут реки воды живой» (Ин 7. 38).

 

Заповеди Божии — путь жизни. «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10. 10).

 

Идти за Иисусом — значит идти Его путём.

 

Христос и Его путь неотделимы: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин 14. 6).

 

Вера — это путь, по которому Бог и человек идут навстречу друг другу. Первый шаг делает Бог, всегда и безусловно верящий в человека. Он дает человеку некий знак, некое предощущение Своего присутствия. Человек слышит как бы таинственный зов Бога, и его шаг навстречу Богу является ответом на этот зов. Бог призывает человека явно или тайно, ощутимо или почти незаметно. Но трудно человеку поверить в Бога, если он прежде не ощутит призвания.

 

В современном же обществе разного рода «проповедники» зовут идти за ними человеческими путями.

 

Но Господь Иисус Христос не ходит человеческими путями, и потому звать христиан на человеческие пути бессмысленно; поэтому те верующие, которые идут человеческими путями, не могут пойти за Христом.

 

«…Тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы» (Лк 13. 25).

 

Мы же, живущие мирскими заботами, станем говорить: «…мы ели и пили пред Тобою (т.е. всё делали с именем Божиим), и на улицах наших учил Ты». Но Господь скажет нам: «…говорю вам, не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды». (Лк 13. 26-27).

 

А причина в том, что люди идут удобными, человеческими путями, избегая тернистого пути Христа.

 

Идя человеческими путями, люди ничего духовного не достигают, хотя им очень многое на земле и обещается.

 

Нет у человека надобности привязываться к миру и мирским благам, не должен он слишком скорбеть о потере материального имущества. Ибо дана нам евангельская заповедь искать, прежде всего, Царствия Божия, необходимые же земные блага Господь нам даст. Печалиться и скорбеть мы должны о своих грехах, об удалении от Бога и от христианского совершенства. Ибо такая печаль, по слову апостола, является источником неизменяемого, постоянно действующего покаяния, которое нас освящает, освобождает от греха и приводит на небо.

 

Верующий человек становится проводником Божией благодати, источником жизни для всего сотворенного мира, для каждого человека.

 

Иногда нам кажется, что чем более мы заняты, тем более мы важны, как будто наша занятость определяет нашу ценность.

 

Сама по себе занятость может быть не так уж и весома. Важно, чтобы мы концентрировали энергию своего разума, своего сердца и своей души на том, что действительно имеет вечное значение.

 

«…Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф 17. 20).

 

И потому нужно идти вперёд твёрдо, спокойно и с полной верой, «чтобы принести плод». Идти — значит не стоять духовно, не спать и не озираться назад, а находиться в постоянном духовном действии и бодрствовании.

 

«…Все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью…»(1Фес 5. 5-7). Знать и исполнять заповеди Божии — не тяжкая обязанность христианина, а великий дар Божий всему человечеству, ведь это единственный путь, дающий жизнь.

 

«Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедаю вам» (Ин 15. 14).

 

Христианский путь жизни

 

Бог создал человека свободным в своих поступках. Но только Бог знает путь жизни, с которого сбился человек, согрешив.

 

Следуя путём, указанным Господом, христианину надо, прежде всего, изучить основы христианской веры. Для этого нужно читать книги Священного Писания, в особенности Евангелие и Апостольские послания. Изучать священные книги надо в простоте сердца, без предубеждения и излишней пытливости, не силясь проникнуть в то, что скрыто от нас премудростью Божией, но вникать в то, что относится к нашему исправлению. Все, что нам необходимо знать для спасения, то в Писании изложено очень понятно и обстоятельно.

 

Верить необходимо без сомнения и без мудрствования всему тому, чему учит Священное Писание, не слушая еретических толкований. И тогда вера будет здравая и будет содействовать спасению.

 

Идя Христовым путем, нельзя надеяться на одни свои силы. Если бы Иисус Христос, наш Благодетель, не помогал нам на каждом шагу, то никто не мог бы достичь спасения. Даже Апостолы, когда остались предоставленными самим себе, не смогли идти за Иисусом Христом, а малодушно разбежались.

 

Когда же в день Пятидесятницы они получили помощь свыше, тогда с радостью пошли Его путем, и уже ни опасности, ни трудности и ни даже самая смерть не страшили их.

 

Помощь Иисуса Христа идущим за Ним — это благодать Духа Святого.

 

Дух Святой, будучи Богом наравне с Отцом и Сыном, дает всему жизнь и силы. Он дает верующим мудрость, внутренний мир и воодушевление — не по их заслугам, а ради Иисуса Христа.

 

Дух Святой, вселяясь в человека, дает ему веру и свет. Без Духа Святого никто не может иметь истинной живой веры. Дух Святой может сделать мудрым даже последнего простеца и открыть ему великие тайны Божии.

 

Дух Святой, вселяясь в человека, приносит с Собой истинную любовь. Эта любовь воодушевляет человека на добрые дела, так что для него уже нет ничего трудного или страшного; и заповеди Божии, которые раньше казались ему трудными, теперь становятся легкими.

 

Дух Святой исправляет мировоззрение и настроение, так что человек перестает прельщаться временными благами. Пользуясь с благодарностью тем, что Бог дал, христианин не привязывается ни к чему своим сердцем, но чувствует себя гостем в этом мире и больше всего желает общения с Богом.

 

Человек же, не имеющий Духа Святого, при всей своей учености и больших способностях всегда остается поклонником мира и рабом своей плоти.

 

Дух Святой умудряет человека. Это особенно ярко видно на примере святых Апостолов. По происхождению они были людьми самыми простыми и неучеными, а после сошествия на них Святого Духа в день Пятидесятницы они получили такую мудрость и силу слова, что даже философы и риторы не могли противостоять им.

 

Дух Святой всегда вразумляет человека: что, когда и как ему надо делать. Так, например, человек, имеющий в себе Духа Святого, всегда найдет средства и время для спасения своей души. И среди мирского шума и при всей своей занятости он сумеет сохранить внутреннюю собранность, углубиться в себя и помолиться Богу.

 

Дух Святой дает подлинную радость и внутренний мир. Человек, не имеющий в себе Духа Святого, никогда не может по-настоящему радоваться или обрести душевный мир.

 

Дух Святой дает истинное смирение. Даже самый разумный человек, если не имеет Духа Святого, не может знать себя достаточно хорошо, потому что эта внутренняя болезнь и духовное убожество скрыты от него. Когда он делает добро или поступает честно, то становится надменным и начинает смотреть свысока на других, и даже осуждать тех, кто, по его мнению, хуже него. По своей слепоте многие самодовольные мнимые праведники не просили у Духа Святого вразумления и помощи, и потому погибли.

 

Но Дух Святой всегда приходит на помощь к человеку, просящему вразумления и помощи.

 

И человек перестает рассчитывать на собственные свои силы и просит Бога наставить и помочь ему.

 

О собственном покаянии

 

Прощение человеку даётся даром, по благодати Иисуса Христа; никаких даров, приношений и жертв за грехи Господь не принимает; прощение нужно принять верой, чрез искреннее покаяние.

 

Каяться нужно с полной верой в то, что Господь по Своему великому милосердию простит грехи ради Своего Сына и примет под Своё Отеческое покровительство, сколько бы человек не согрешил.

 

Через покаяние осуществляется прощение грехов, наступает мир в сердце и осознание того, что грехи прощены.

 

Началом покаяния является не умозрительное, формальное и в чем-то равнодушное согласие признать совершенные грехи, а осознанное сердечное ощущение неправильности и неприемлемости своих греховных действий.

 

Но оставивший греховное действие, сожалеющий о грехах и раскаявшийся становится достойным прощения. Это прощение совершается благодатью Иисуса Христа через разрешение священнослужителя.

 

Соединив в жизни все три части покаяния — очищение от помыслов, терпение находящих скорбей и молитву — мы и приходим к истинному покаянию.

 

Покаянию как дороге к Богу, которую Бог для нас создал и по которой Он нас ведет в Царство Небесное.

 

 

Библиография:

 

Библия: biblia.org.ua/.

Протодиакон Павел Бубнов, кандидат богословия. Идите за мной: ioannp.ru.

Схиигумен Савва. Почему у православных «не всё по Библии»?

lib.eparhia-saratov.ru/books/17s/savva/…/32.htm.

Поучение святителя Иннокентия Аляскинского (Венияминова) azbyka.ru.

Учение Оптинских старцев. Учение о покаянии.

www.blisvet.ru/…/chapter_4_the_doctrine_of_re.

Молитва покаяния:0 pravoslavnij.ru/molitvy/molitva-pokayaniya.

Игумен Иларион (Алфеев). Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. М. – Клин: Изд-во Братства Святителя Тихона, 1996.

 

                      Александр А. Соколовский

2 Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *