Четверг, 2 февраля
Shadow

История формирования православного учения на Вселенских Соборах

 «Созижду, — изрек Он, — Церковь Мою,

 и врата адовы не одолеют Ее»

 (Мф. 16:18)

 Часть 1

 Предназначение Вселенских Соборов

Православное вероучение  восходит к апостольским временам (I век). Оно формулировалось о́росами (дословно — границами, вероучительными определениями) Вселенских, а также некоторых Поместных Соборов.

Вселенскими называются Соборы, созванные от лица всей Церкви для разрешения вопросов об истинах вероучения и признанные всей Церковью в качестве источников Её догматического Предания и канонического права.

С Вселенских соборов фактически началась церковная христианская система. Вселенские соборы — это собрания высшего духовенства христианской церкви: патриархов, архиепископов, епископов. На соборах  обсуждаются вопросы и выносятся решения богословского, церковно-политического, дисциплинарного характера. Православная церковь признаёт лишь семь первых соборов и созывавшихся римскими, затем византийскими императорами для усиления христианской церкви как господствующей.

Вселенский Собор является единственным верховным авторитетом во вселенской Православной Церкви по вопросам вероучения и законодательства и, по действию через него и в нем Святого Духа, обладает свойством непогрешимости.Определения, и правила Вселенского Собора простираются на все Поместные Церкви и на все времена

Первый Вселенский Собор

I-й Вселенский (I Никейский) Собор (325г.) был созван Святым . императором . Константином Великим для осуждения ереси Александрийского пресвитера Ария, который учил, что Сын Божий есть только высшее творение Отца и называется Сыном не по существу, а по усыновлению.

Когда Арий излагал перед 318 отцами Собора свое еретическое учение, многие епископы, как свидетельствуют историки, затыкали уши, чтобы не слышать хулы на Бога. Наиболее известными среди присутствующих на Соборе отцов были: Николай, архиепископ Мирликийский, Иаков, епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Афанасий Великий и другие.

Собор осудил и предал анафеме ересь Ария и утвердил догмат (неизменную истину) о Лице Сына Божия, точнее — о Его Божественной сущности и Его равенстве Богу Отцу и Его предвечном рождении.. По слову греческого церковного историка 5-го века Сократа, “на Соборе определение относительно веры производилось не просто и как случилось, но объявлено после долгого исследования и испытания, чтобы устранить всякое мнение, дающее повод к раздвоению мыслей. Дух Божий установил согласие епископов”.

 На соборе также было зафиксировано преимущества епископов четырёх крупнейших митрополий: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской,. составлен первый, Никейский Символ веры, утверждающий истины::

  Спасение через испове́дание веры «во единаго Бога» (1-й член Символа веры).

 Единосущие Лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына, Духа Святого.

 Испове́дание Иисуса — Христо́м, Го́сподом и Сыном Божиим (2-й член Символа веры).

  Боговоплощение (3-й член Символа).

 Вера в телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа, всеобщее воскресение и «жизнь будущаго века» (5, 6, 7, 11, 12-й члены Символа веры).

 Вера в единство, святость и кафоличность Церкви (9 й член Символа веры);

Глава Церкви — Иисус Христос (Еф.5:23).

Второй Вселенский Собор

2-й Вселенский (I Константиропольский) Собор (381г.) завершил формирование Тринитарного догмата. Он был созван святым . императором . Феодосием Великим для окончательного осуждения различных последователей Ария, в том числе духоборцев-македонян, которые отвергали Божество Святого . Духа, считая Его творением Сына.

. Эти еретики считали Сына Божьего только подобосущным, а не единосущным Богу Отцу, а про Святого Духа говорили, что Он не есть Бог, а только первое творение и служебная сила Бога Отца и Бога Сына, наподобие ангелов.

Христианское учение о Святом Духе в числе 150 епископов защищали Григорий Нисский, Григорий Богослов и Кирилл Иерусалимский.

На Соборе  ересь Македония была осуждена и отвергнута. Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном. Также отцы Церкви нерушимо утвердили Никейский Символ, дополнив его пятью членами, в которых излагается учение о Святом Духе, о Церкви, воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом составился Никео-Цареградский (Никео-Константинопольский) Символ Веры, который служит руководством для Церкви на все времена.

1. Вера в Единого Бога-Отца, Творца и Вседержителя всего видимого и невидимого.

 2. Вера в то, что Иисус Христос есть Сын Божий, что Он извечен, рожден, а не сотворен и имеет одну сущность с Богом Отцом.

 3. Вера в то, что Иисус Христос ради спасения людей сошел на землю и воплотился от Духа Святого у Девы Марии.

 4. Вера в то, что Он страдая, был распят и погребен.

 5. Вера в Воскресение Христово на третий день после Распятия.

 6. Вера в Его вознесение и пребывание одесную (по правую руку) Отца.

 7. Ожидание второго пришествия Иисуса Христа для будущего суда над живыми и мертвыми, наступление Его вечного царства для праведных.

 8. Вера в Духа Святого, третье лицо Святой Троицы, который исходит от Бога-Отца.

 9. Вера в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь.

 10. Признание необходимости единого (одного) крещения для оставления грехов.

 11. Ожидание воскресения умерших.

 12. Вера в будущую жизнь (блаженство) для достойных после суда Иисуса Христа.

На соборе было  зафиксировано  преимущество Константинопольского епископа как второго по чести после Римского — «потому что город сей есть второй Рим»

Третий Вселенский Собор

В пятом веке арианство было забыто, и на смену ему выступили другие ереси. Первой из них была ересь Константинопольского епископа Нестория, который пытался научно разъяснить вопрос о соединении в Иисусе Христе Божественной и человеческой природы и их взаимном отношении. Он дошел до того, что учил, будто Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым впоследствии нравственно соединился Бог и обитал в Нем, как в храме. Потому Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Деву Марию — христородицей, а не Богородицей. Таким образом, Божественная и человеческая природы во Христе оставались разделенными. Когда Несторий захотел сделать это учение общецерковным, Церковь выступила против него и торжественно осудила. Это случилось в 431 году в городе Ефесе, где собрался Третий Вселенский Собор.

На Соборе присутствовало 200 епископов, которые единодушно постановили признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого т.е.  обе природы во Христе соединены в одно Богочеловеческое Лицо (Ипостась).; и определили: исповедоватъ Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Деву Марию — Богородицей.

Также на третьем Вселенском Соборе еще раз было строго воспрещено не только составлять новый символ веры, но даже дополнять хотя бы одним словом тот символ, который был принят на 1-м и 2-м Соборах.

 

Четвертый Вселенский Собор

В середине 5-го столетия кроме несториан существовала другая еретическая партия, которая, пытаясь защитить Церковь от несторианства, сама впала в крайность. Несториане в учении о естествах Сына Божия большее значение придавали человеческой природе Иисуса Христа, отчего Христос представлялся у них простым человеком, только носящим в себе Божество. А другие еретики давали перевес Божественной природе над человеческой и представляли Иисуса Христа только Богом. Отсюда, это учение называется монофизитством, а лица, развивавшие его, — монофизитами, то есть признававшими в Иисусе Христе только Божественную природу.

Первым, кто начал распространять эту ересь, был архимандрит одного из константинопольских монастырей Евтихий.

Монофизитские споры начались в Церкви вслед за несторианскими. Чтобы положить им конец, в 451 году в городе Халкидоне был созван Четвертый Вселенский Собор.

До этого в 449 году был созван Эфесский собор, на котором победили монофиситы, но этот собор впоследствии был объявлен «разбойничьим» и соответственно исключён из числа Вселенских соборов.

Таким образом, 4-м Вселенским считается собор 451 года в Халкидоне близ Константинополя.

Халкидонский Собор  в лице 630 епископов  утвердил  истину о том, что две природы во Христе соединены «неслиянно и неизменно» (против Евтихия), «нераздельно и неразлучно» (против Нестория).

Утверждён догмат, что Иисус Христос есть истинный человек, во всём подобен нам, кроме греха; по воплощении Он имеет одно Лицо (ипостась) и два естества, соединённые в Нём «неслитно и неизменно, нераздельно и неразлучно» (томос святого. папы Римского Льва)

Халкидонский догмат является совершенно новым учением о боговоплощении

по сравнению со всеми до того бывшими представлениями.

Его особенности следующие:

1. Христианство учит о воплощении не «просто» Бога, но Логоса, Второй

Ипостаси Единосущной Троицы-Бога.

2. Бог Слово принял действительное естество человеческое, а не вид его,

и став Богочеловеком, действительно родился, жил, страдал, умер и

воскрес.

3. Он родился безмужно, в отличие от мифических богов .

4. Он воплотился однажды, а не как языческие боги, которые меняют плоть

как маски (Юпитер, например, принимал вид орла, быка, дождя).

5. Божественная и человеческая природы соединены в единой Ипостаси

Христа: неслитно (не образовав чего-то третьего, полубога-получеловека),

неизменно (без изменения природ), нераздельно (неотделимо в единстве

Богочеловека), неразлучно (навечно), чего совершенно не знает языческая

мифология.

6. Он воплотился добровольно. Поэтому Его страдания и смерть не

случайны, не бессмысленны, как, например, у Адониса, Аттиса или Озириса.

7. Бог Слово воплотился по любви к человеку (Ин.3;16), чтобы «прежде

падший воскресити образ», а не для каких-либо земных целей.

8. Христос чист от всякой страсти —

9. Он воскрес единожды,

10. Боговоплощение есть начало обожения человечества во Христе и

источник всеобщего воскресения.

Каноны Собора окончательно зафиксировали т.н. «Пентархию» — соотношение пяти патриархатов.

Ведущую роль в работе первых четырёх Вселенских Соборов играли епископы Александрии и Рима. Все Соборы созывались Ромейскими императорами и обычно проходили под их административным председательством

 

Пятый Вселенский Собор

Монофизитская ересь принесла Церкви зла более, чем какое-либо другое лжеучение. Соборным осуждением она не была до конца уничтожена, и еще долгое время продолжались споры между последователями Нестория и Евтихия. Главной причиной споров были сочинения трех учителей сирийской церкви, пользовавшихся в свое время большой известностью, а именно, Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского. Хотя в этих сочинениях явно выражались несторианские заблуждения, на Третьем и Четвертом Вселенских Соборах о них ничего не упоминалось.

В 551 году император Юстиниан I издал указ, в котором в трех отдельных главах осудил трех упомянутых епископов и их несторианские сочинения. Но поскольку этот указ не был признан всей Вселенской Церковью (особенно на Западе и в Африке), то и возник спор о “Трех Главах”. Для решения этого спора в 553 году в городе Константинополе был созван Пятый Вселенский (II Константинопольский) Собор

Собор осудил все три несторианские сочинения епископов Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского («трёх глав»), а также заблуждения Оригена.

и утвердил вероопределения всех прежних Вселенских Соборов против несторианства и монофизитства.

В эпоху религиозных споров, с 4-го по 6-е столетия, чтобы среди враждующих между собой еретических партий (арианства, несторианства, монофизитства и т.д.) выделить христиан, которые исповедовали свою веру правильно и неповрежденно, возникли понятия ортодоксальных христиан (от греческого слова “orthodokeo”, означающего “правильно мыслить”) и Кафолической Церкви (что на греческом значит “всеобъемлющая или соборная”).

Шестой Вселенский Собор

К сожалению, Пятый Вселенский Собор не привел к желаемым результатам. Монофизиты окончательно сформировались в отдельные от Кафолической Церкви общества. Монофизитскую ересь приняли копты (коренные жители Египта) и армяне, в результате чего армянская церковь отпала от союза со Вселенской Церковью. В середине седьмого столетия ересь монофизитов породила другую ересь. Ее последователи хотя и признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но учили, что в Иисусе есть только одна воля — Божественная, а человеческая отсутствует. Эта ересь, называемая монофелитством, также как и ересь монофизитов, вызвала в Церкви большие споры и разногласия. Борьба ортодоксальных христиан с монофелитами продолжалась почти до конца 7-го столетия пока, наконец, император Константин Пагонат не решился торжественно утвердить истину. В 680 году в Константинополе он собрал Шестой Вселенский(3-й  Константинопольский) Собор (680-681г.; 692г , также называемый Трулльским,

.6-й Вселенский. был созван для осуждения ереси монофелитов, которые, хотя и признавали в Иисусе Христе две природы, но объединяли их одной Божественной волей. Собор170-ти епископов утвердил истину о том, что Иисус Христос как истинный Бог и истинный Человек имеет две воли, но его человеческая воля не противна, а покорна Божественной. Таким образом, было завершено раскрытие Христологического догмата.

Прямым продолжением этого Собора стал т.н. Трулльский Собор, созванный через 11 лет в Трулльских палатах царского дворца для утверждения сложившегося канонического кодекса. Его называют также «Пято-Шестым», подразумевая, что он восполнил в каноническом отношении деяния V-го и VI-го Вселенских Соборов.

Александр А.Соколовски/Спасение

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *