Суббота, 20 апреля
Shadow

«Иерусалим, Иерусалим – Город моего Христа»

Иерусалимская Церковь именуется Матерью Церквей, хотя Иерусалимский Патриархат по диптиху на пятом месте. Первым епископом и устроителем Иерусалимской Церкви был, по преданию, апостол Иаков, брат Господень по плоти (+ ок. 63), возглавивший Апостольский Собор 51 года в Иерусалиме. Султан Саладин относился к православным лучше, чем крестоносцы. Гонения на православных, впрочем, периодически вспыхивали. Особенно лютовали турки и османы после греческого восстания 1821 года. Всем афонским монастырям было предписано внести огромную подать с предписанием, что если за короткий срок деньги не будут внесены, то всех монахов повесят. Ныне правящие круги Турции стремятся как-то облагородить историю Османской Империи, но как говорится, факты – упрямая вещь…

До XVI века все святыни Святой Земли находились только у православных. Инославные паломники допускались, но богослужения совершать им не позволяли. Ситуация изменилась в середине XIX века, когда между императорами Наполеоном III и Николаем I возник спор по поводу палестинских святынь. В Вифлееме этот спор послужил одним из поводов для неудачной для России Крымской войны.

Большую помощь Иерусалимский Патриархат получал от Русской Православной Церкви. Во всех русских церквах были установлены особые кружки для сбора пожертвований на поддержание святынь Святой Земли. Были учреждены Русская духовная миссия (1847 год) и Православное Палестинское общество (1882 год). После Второй Мировой войны Иерусалим был разделен на две части – еврейскую и арабскую, а после 6-ти дневной войны (1967г.) полностью перешел под контроль Израиля. Монастырей в Иерусалимском Патриархате – в самом Иерусалиме и его окрестностях примерно столько же, сколько и у католиков – двадцать с лишним. Главным, конечно, является Свято-Гробское братство. Хотя подавляющее большинство монастырей мужские – только в женских монастырях имеется достаточное количество насельниц. Так, в знаменитом монастыре св. Креста еще в начале 90-х годов был только настоятель, хотя монастырские корпуса могли вместить несколько сот монахов. Основан этот монастырь грузинским царем Мирианом и был он грузинским до 1570 года. Здесь принимал монашество Шота Руставелли.

Между Иерусалимом и Вифлеем находится Лавра преп. Феодосия Великого (VI век). Именно здесь укрывались волхвы, когда были предупреждены об опасности, после чего они «иным путем отыдоша». Мне особенно приятно упомянуть эту обитель, носящую имя преп. Феодосия, т.к. один из престолов нашего храма посвящен Преподобному. Это единственный престол в РПЦ МП, посвященный этому угоднику Божию. В Феодосиевском приделе нашего храма можно видеть прекрасный, из белого мрамора, иконостас начала XX века в византийском стиле. В этом же приделе имеется икона преп. Ефросинии Полоцкой. Как известно, первоначально её мощи находились в Лавре преп. Феодосия. Интересная ситуация: неподалеку от нашего храма находится церковь преп. Марона Пустынника, где особо чтут преп. Савву Освященного. Ежегодно в день его памяти в церкви преп. Марона совершается ночное богослужение. Преп. Савва был другом преп. Феодосия. Получается, что на Святой Земле их мощи почивают неподалеку друг от друга, так и в Москве в храмах, находящихся вблизи друг от друга, этих святых сугубо чтут. Лавра преп. Саввы находится на берегу Кедронского потока. Мощи преп. Саввы во время крестовых походов были вывезены на Запад; возвращены они были только в 1965 году. В скале, возвышающейся над Лаврой, устроена церковь св. Николы, где были погребены несколько сот монахов, убитых воинами персидского шаха Хозрея. Обитель является местом упокоения преп. Иоанна Дамаскина. Рядом с этим местом – спуск в пещеру, где Преподобный написал Октоих (Октай – по старому). Здесь же почивают мощи другого гимнотворца – преп. Косьмы Маюмского. В настоящее время в Лавре несколько десятков монахов, а раньше было до 5 тыс. На северо-восток от Иерусалима находятся монастыри преп. Герасима Иорданского (V век) и преп. Георгия Хозевита (VII век). Монастырь преп. Георгия располагается в ущелье, дорогу к которому указывают несколько поклонных крестов. Мощи преп. Георгия находятся в алтаре. Рядом с алтарем в гробнице – нетленное тело румынского подвижника иеромонаха Иоанна (+1960 год). Около монастыря находится пещера, в которой укрывался пророк Илия. Было время, когда в монастыре преп. Георгия Хозевита подвизалось монахов больше, чем в Лавре преп. Саввы Освященного.

Самое потрясающее в Иерусалиме – это посещение Храма Гроба Господня. Здесь я ощутил вибрацию, какие-то волны, потрясающие все естество. Хотелось в благоговении склонить колени и долго не уходить. Участвовал здесь в совершении ночной Литургии. Также служил Литургию в Гефсимании. Поражает в Иерусалиме смешение национальностей и религий. Вот католические монахи и монахини, а вот армянские священники. Немало «пейсатых» евреев – один из них плюется в сторону при виде меня, православного священника. Стою у гроба пророка Давида, передо мной – молодая еврейка с распущенными волосами, сосредоточена. Вдруг она медленно поворачивается, видит священника с крестом и в ужасе отскакивает. Всего описывать не буду. Благодатность Святой Земли общеизвестна.

Несколько параллелей или вариаций – место погребения по католической версии и по православной, место Благовещения по католической версии («храм всех наций») и по православной и т.д. Посетил митрополита Тимофея, он заканчивал наши духовные школы (тогда еще в Ленинграде). Очень болезненная реакция с его стороны на недоумение по вопросу причастия — в случае, если причастия не хватило на всех причастников, диакон у них может покрошить просфору в чашу. «Вы, русские, слишком рационалистично подходите!» — воскликнул митрополит.

Большая дилемма в Иерусалимском Патриархате: большинство паствы – арабы, а практически все архиереи – греки (в основном они титулярные). Приходилось слышать упреки в том, что греческие архиереи оказывают недостаточное внимание арабской пастве, а также недостаточно активны в работе среди еврейской русскоязычной диаспоры (не менее 10% её симпатизирует христианству, крещены или стремятся креститься). Большое положительное впечатление производил иерусалимский Патриарх Диодор – исповедник Православия. При нем Иерусалимский Патриархат заявил о выходе из т.н. Всемирного Совета церквей. По-видимому, именно этот поступок вызвал большое неудовольствие Константинополя, который даже решился на наложение прещений – Патриарх Диодор и его ближайший помощник митрополит Тимофей были запрещены в священнослужении.

Очень тяжелый осадок оставила в душе история с низложением патриарха Иринея, бывшего одно время келейником Патриарха Диодора. Чтение многостраничного материала (в английском переводе), посвященного разоблачению обвинений Иринея в незаконной продаже церковного имущества, убедило меня в его невиновности. Скорее всего эти надуманные обвинения послужили поводом для того, чтобы избавиться от главы авторитетной Поместной Церкви, позиция которого по некоторым общецерковным вопросам, в частности по вопросу созыва Всеправославного Собора, не устраивала. Нынешний иерусалимский Патриарх Феофил несет большие труды на благо Церкви в сложном контексте ближневосточной ситуации. Запомнилось его благосклонное отношение к намерению старообрядцев установить свою лампаду в Святом Граде. Подобно своему предшественнику начала XX века, он принял их делегацию во главе с митрополитом. В тоже время он, как и многие греческие иерархи, с некоторым напряжением относится к активности представителей Русского Православия, как в прошлом, так и в настоящем.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма святителя Николы на Берсеневке

1 Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *