Среда, 8 февраля
Shadow

Иерей Александр Пальчевский «Что такое смирение?»

«Смиритесь пред Господом И вознесет вас (Иак. 4:10)»
Что такое смирение? «Смирение есть евангельская добродетель, объединяющая силы человека воедино миром Христовым, превысшая человеческого постижения»1) .
Священное Писание, которое исходит от Бога и всецело исполнено Его премудрости, содержит множество мест, открывающих значение, необходимость, силу и красоту смиренномудрия. Так, в книге пророка Михея находим следующие слова: «О человек! Сказано тебе, что добро и что требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 5:8).
Также и в богослужебном употреблении встречается множество мест, призывающих нас к смиренномудрию. Особо богаты в этом отношении молитвословия, взятые из Богослужений Великого поста: «Верою якоже Давид, и мы смиренномудрием вооружившеся, яко инаго Голиафа гордаго ума низложивше, посецем купно и тьмы страстей».2)
Как говорит святитель Игнатий Брянчанинов: «Смиренномудрие – это образ мыслей, заимствованный всецело из Евангелия, от Христа. Смирение есть сердечное чувство, есть залог сердечный, соответствующий смиренномудрию». 3)
Смирение – Божественное свойство, потому что совершеннейшим примером в этом для человека является Сам Господь Иисус Христос. Призывая Своих учеников к смиренномудрию, Спаситель говорит: «Научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем» (Мф. 12:29). Если мы хотим быть угодными Христу, нашему Божественному Образцу, то должны быть смиренны. Святые отцы призывают учиться смирению, сравнивая каждое своё слово, каждый поступок, всю свою жизнь с Господом Иисусом Христом. Потому что без Него настоящее смирение невозможно: «Ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:15).
В евангелии мы видим, как Христос смиренно подчиняется воле Отца: «Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5:30). В Своем смирении Сын Божий оставляет Свою предвечную славу и через воплощение принимает естество человека. И наконец «Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). Христос восстановил в нас целостность, восстановил настоящую иерархию ценностей, приведя нас обратно к Богу. И первый чудесный плод этой целостности или целомудрия – смирение. По словам протопресвитера Александра Шмемана: «Оно прежде всего победы правды в нас самих, уничтожение всей той лжи, в которой мы обычно живем. Одни смиренные способны жить по правде, видеть и принимать вещи так, как они есть, и благодаря этому видеть Божие величие, доброту и любовь ко всем». 4)
Именно благодаря Своему смирению Дева Мария, Матерь Божия, сделалась радостью всего мира. Величайшим откровением красоты на земле; то же можно сказать о всех святых и о каждом человеке в редкие минуты его соприкосновения с Богом.
«Прежде всего нужно нам смиренномудрие, — говорит преподобный Авва Дорофей, — и мы должны быть готовы против каждого слова, которое услышим, сказать «прости», потому что смиренномудрием сокрушаются все стрелы врага и сопротивника». 5) Ту же мысль приводит святитель Иоанн Златоуст: «Кто намеревается строить большой дом, тот полагает и основание соответственное, чтобы оно могло выдержать тяжесть, которая впоследствии будет лежать на нем, так и Христос, начиная возводить в душах учеников великое здание любомудрия, наперед полагает увещание к смиренномудрию» 6). Таким образом, если человек не имеет этой добродетели, то он напрасно будет совершать другие, всё будет нечисто без смиренномудрия.
Подчеркивая исключительную значимость смирения, преподобный Силуан Афонский пишет: «Вся война идёт за смирение» 7). Человек нуждается в смиренномудрии и страхе Божием всегда, как в дыхании. Ярким примером значимости смиренномудрия является видение преподобного Антония Великого: «Видел я однажды все сети врага, распростертые по земле, и со вздохом сказал: «Кто же избегнет их?» Но услышал голос, говорящий мне: «Смиренномудрие».8)
«Нет, душа верная, — как бы так говорит Господь, — Я не требую, чтобы ты творила чудеса, открывала очи слепых, исцеляла больных: исцели надменное сердце твое, познай свою бедность и свое ничтожество»9). Это познание состоит в том, что человек начинает видеть себя таким, какой он есть. Это дает возможность связать себя с богом. Гордыня же замыкает человека в самом себе и отторгает благодать Божию, как говорит святой апостол Петр: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1-ое посл. Петра 5:5).
Для приобретения смиренномудрия святые отцы заповедуют исполнение евангельских заповедей, преимущественно с молитвой. Деятельность по евангельским заповедям приводит человека к познанию своей греховности, затем он убеждается в том, что не может исполнить ни одной заповеди. Всё доброе им совершенное приписывается Богу.
«научиться Христову смирению – есть великое благо; с ним легко и радостно жить, и всё бывает мило сердцу. Только смирением являет Себя Господь Духом Святым, а если не смиримся, то и Бога не узрим».10)
Из всего сказанного видно, какое значение имеет смиренномудрие для христианина.
«По мере истинного смирения, — говорит преподобный Симеон Новый Богослов, — бывает и мера спасения».11)

Библиография:
1. Библия. Москва.2000.
2. Триодь постная. Москва. 2001.
3. Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания. Оптина пустынь. 1913.
4. Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Москва.1890.
5. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Москва. 1845.
6. Творение святаго отца нашего Иоанна Златоустаго, архиепископа Константинопольскаго. С.Петербург. 1899.
7. Сафроний (Сахаров) архимандрит. Преподобный Силуан Афонский. Эссенс (Англия) 1990.
8. Старец Силуан. Жизнь и поучения. Москва.1991.
9. Александр Шмеман протопресвитер. Великий пост. Москва.2001.
10. Творения Святителя Феофана Затворника. Начертание христианского нравоучения. Псков.1994.
11. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *