Суббота, 21 мая
Shadow

Что есть Церковь ?

В наше время существует два определения, что такое Церковь. Одно привычное для всех понимание, что Церковь – есть «богоустоновленное общество людей имеющих одну веру, таинства, церковную дисциплину и иерархию».

Существует и другое определение Церкви сформулированное А.С. Хомяковым: «Церковь есть … единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати».(1)

В этом определении на первое место поставлен Бог, как глава и первооснова существования Церкви.

Из этого определения становится ясно, что Церковь есть – Богочеловеческий организм, а не человеко–божеская организация. Иными словами в Церкви, как в мистическом теле Христовом прибывает тот, кто прибывает в Благодати Святого Духа, достигая этого через покорность Воле Божией.

Основанием и фундаментом Церкви является Сам Христос. Апостол Петр говорит о Христе как краеугольном камне Церкви: «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится» (1 Пет. 2:4-6). Таким образом, вера во Христа есть камень, становящийся фундаментом того духовного здания, имя которому — Церковь.

Об этом же свидетельствует и апостол Павел: «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие духом» (Еф. 2:19-22).

В Послании к Коринфянам апостол Павел называет коринфскую общину «строением», себя «строителем», а «основанием» (фундаментом) Христа: «ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Христос» (1 Кор. 3:11).

Исходя из этого, принадлежность к Церкви главным образом выражается в единстве с Главой – Христом, а не в формальном членстве в той или иной церковной юрисдикции. Хотя как человек состоит из тела и души, так и Церковь состоит, во-первых, из невидимого единого мистического тела Христова, которое есть Церковь, и, во-вторых, из видимой церковной организации со всей ее иерархической структурой.

Апостол Павел пишет христианам в назидание: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее… Христос глава Церкви, и Он же Спаситель (Ее) тела»(Ефес. 5, 23-26).

Это сравнение Церкви с человеческим организмом, в котором есть голова (Христос) и всё «остальное» тело (христиане), где есть шея, руки, ноги, пальцы и т. п., очень точно объясняет то единение Бога с человеком, которое и выражается словом «Церковь».

А.С. Хомяков писал: «Церковь называется единою, святою, соборною (кафолической и вселенской), апостольской, потому что она едина, свята, потому что она принадлежит всему миру, а не какой–нибудь местности; (…) потому что сущность ее состоит в согласии и в единстве духа и жизни всех ее членов, по всей земле, признающих ее: потому, наконец, что в писании и учении апостольском содержится вся полнота ее веры, ее упований и ее любви.

Из сего следует, что когда называется какое–нибудь общество христианское местной Церковью, как–то: греческой, российской или сирийской, такое название значит только собрание членов Церкви, живущих в такой–то стране». (.2.)

Другой выдающийся церковный мыслитель М.А. Новоселов писал свои личные размышления о Церкви. «Следует различать Церковь–Организм от Церкви–организации: не всякий, входящий в последнюю, причастен первой, не все члены церковной организации («общества, носящего имя христиан» – по Хомякову) суть члены организма – Тела Христова, Которое вбирает в себя, втягивает таинственным способом лишь «избранных» (Мф. 22,14), «предуставленных к вечной жизни» (Деян. 13,48).(3)

Архиепископ Аверкий (Таушев): высказывал следующее понимание Церкви «Православная Церковь это не есть просто какая–то чисто земная организация, возглавляемая патриархами, епископами и священниками, несущими служение в Церкви, которая официально называется Православной.

Церковь, правда, не может быть совсем оторвана от земли, ибо в нее входят и люди, еще живущие на земле, а потому в устройстве и внешней организации ее неизбежен известный элемент «земного», но чем этого «земного» меньше, тем для вечных целей ее лучше, и уж во всяком случае это «земное» никак не должно затмевать и подавлять собою то чисто духовное – дело спасения душ для жизни вечной, ради чего Церковь и основана и существует». (4)

Современный человек с трудом может представить, что для него является идеалом, он снова оказался в неустойчивом, лишенном традиции мире, и путь к Церкви ему приходится искать самому.
В настоящее же время многие положительные явления не становятся массовыми, это, скорее, подвиг одиночек, действующих из нравственных принципов, прислушивающихся к голосу совести и надеющихся на помощь Божию.

Православие – это мистическое «Тело Христово», глава которого Сам Христос.

Безусловно, центром, стержнем церковной жизни является богослужение. И потому естественно, что именно через участие в нем, через молитву за богослужением человек входит в эту жизнь.

Слово является носителем смысла. И если мы хотим понять, что происходит в Церкви, то необходимо быть внимательными к слову. Не только к слову проповедника, стоящего на амвоне, но и к словам тех песнопений и молитвословий, из которых состоит богослужение. Посредством их человек может понять для себя, по большому счету, все.
Через богослужебные тексты раскрывается и нравственное учение Церкви, и её богословие, и, если угодно, её мистика — как таинственное общение человеческой души с Богом.

Внимание к слову — это и есть настоящая молитва, которая без внимания невозможна.

Понимание смысла богослужения — очень важная составляющая правильного вхождения человека в церковную жизнь.

Церковь даёт человеку возможность быть с Богом, это лествица Иакова (Быт. 28, 10-22), по которой совершается восхождение от земли на Небо. И церковные богослужения становятся для нас как бы ступеньками этой лестницы, постепенно поднимающими нас выше и выше. Или, иначе, позволяющими нам спуститься как можно глубже в собственное сердце. Туда, где и происходит наша встреча с Богом.

Господь посылает Своих учеников, первых христиан, которых Сам называет малым стадом, в мир, где царствует тьма. Он посылает их с проповедью Евангельской истины, зная, с какой злобой встретят их, какие гонения и скорби их ждут.

Спаситель знает, что только помощь свыше сделает апостолов, пока еще обычных немощных людей, непоколебимыми, даст им веру и мужество, чтобы устоять перед напором врагов

Поэтому в молитве к Богу Отцу накануне Своих крестных страданий Он просит сохранить единство и веру Своих учеников от искушений и колебаний.

Эта молитва Христа перед Отцом Небесным (Ин. 17) есть Его молитва о Церкви, которую Он ободряет и укрепляет перед грядущими испытаниями.
«Не бойся, малое стадо (Лк. 12, 32), — говорит Он ученикам, а значит, и всем христианам, — Я с вами во все дни до скончания века… и создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (см. Мф. 28, 20; 16, 18).

По учению Священного Писания, христиане должны составлять единое целое — «одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 28).

Христос же является «Главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём» (Еф. 1: 22-23). Это значит, что Его последователи как члены Церкви (см. 1 Кор. 12: 27) пребывают в тесном общении и между собою, и с Ним.

Поэтому, как пишет архимандрит Киприан (Керн), «вне Церкви нет Евхаристии, и вне Евхаристии нет Церкви, нет и церковности, не может быть церковного единения». (5)

Таинство Тела и Крови Христа есть сердцевина церковной жизни.

Отдельные члены Церкви могут иногда, полагаясь на свой собственный только разум, ошибаться и заблуждаться, но вся Церковь в целом – никогда.

Она, и только Она одна, Истинная Церковь – Непогрешима, потому что в Ней пребывает до скончания века Глава Ее – Сам Господь Иисус Христос (Мф. 28, 20), вдохновляет Ее и руководит Ею Дух Святый (Ин. 14, 16–17).

Это утверждение базируется на учении Слова Божия:, которое ясно выразил Апостол Павел : «Церковь Бога Живого – Столп и утверждение Истины» (1 Тим. 3,15).

Там, где Бог. там и Его благодать. Его сила, Его святость, Его победа.

«С нами Бог! Разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!» (Ис. 8, 9—10. 12—14. 17—18; 9, 2. 6).

Никакая ложь не свойственна Церкви, не терпима в Ней.

Кто лжет или впадает в заблуждение, тот невидимым Судом Божиим тотчас же отсекается от Тела Церкви, отпадает от Нее, тем самым теряя надежду спасения, и может опять воссоединиться с Нею только чрез искреннее покаяние.

Не может быть поэтому в Ней ни разногласия, ни разделений. Об этом и говорит св. Апостол Павел, наставляя первых христиан: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» (Рим. 16,17).

«Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию» (Фил. 2, 2-3).

«Мы призваны так соединиться со Христом, чтобы стать реально частицами, членами Его Тела — так же реально… как веточка соединена с лозой, как часть дерева составляет одно с самим деревом…» [6]

1. А.С. Хомяков Церковь одна. 2001, Библиотека «Вехи»

2. Там же

3. М.А. Новоселов. Письма Друзьям. М.: Изд-во Православного Богословского Свято-Тихоновского института, 1994.

4 Архиепископ Аверкий (Таушев) Церковь перед лицом отступления Свет православия, Христианский собеседник.Издание Макариев-Решемской Обители, 1998.

5. Архимандрит Киприан(Керн). Евхаристия., Изд-во Храма святых бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана 2006

6. Иларион (Алфеев), иеромон. Таинство веры. М., 1998. .

Александр А. Соколовский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.