Среда, 24 апреля
Shadow

Человеческую жизнь сохранить ? ! (И вновь к вопросу о смертной казни)

В ноябре 1996 г. в Республике Беларусь был проведён референдум. В ходе опроса рассматривался ряд вопросов и, в частности, гражданам был предложен вопрос об отмене смертной казни.

В результате против отмены смертной казни тогда проголосовало 80,44 % избирателей.

Следствием этого является то, что и ныне ежегодно в нашей стране выносятся и исполняются смертные приговоры.

А в Конституции Республики Беларусь (ст. 24) прописано: «Смертная казнь до её отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда»

Однако, и по сей день в белорусском обществе нет единодушия по вопросу наличия наказания в виде смертной казни.

Вместе с тем, многими признается, что уровень преступности в обществе не зависит от наличия или отсутствия смертной казни.

В научных кругах преобладает отрицательное отношение к смертной казни.

Сторонниками этой меры наказания в основном являются рядовые граждане, которые склонны к сближению понятий справедливости и мести.

«К сожалению, мышление народных масс не является гуманистическим», — говорит доктор психологических наук Игорь Фурманов, указывая на проблематичность такого источника статуса смертной казни, как референдум.

История свидетельствует, что никогда ещё ужесточение наказаний не снижало уровень преступности в обществе.

Христиане призваны быть законопослушными гражданами своего земного отечества, принимая, что всякая душа должна быть «покорна высшим властям» (Рим. 13. 1), и одновременно помня Христову заповедь воздавать «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Лк. 20. 25).

Но человеческая греховность порождает преступления , вызывая тем самым нарушения ограничений и границ, положенных законом.

Вместе с тем, понятие греха, установленное православными нравственными нормами, гораздо шире, чем представление светского права о преступлениях.

Главным источником всякого преступления является помраченное состояние человеческой души: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15. 19).

Необходимо также признать, что зачастую преступности способствуют экономические и социальные обстоятельства, отсутствии здоровых нравственных ценностей в обществе, моральное разложение людей, финансовое расслоение общества.

Сегодня нет единого мнения, которое бы доказывало несовместимость смертной казни со Священным Писанием. Или же напротив, необходимость смертной казни с точки зрения Священного Писания.

Часто сторонники смертной казни ссылаются на Ветхий Завет.

В Ветхом Завете, действительно, есть нормы, которые сегодня относят к нормам уголовного права. Этот факт является следствием особенности исторических обстоятельств, в которых древние иудеи получили откровение Божие.

В Ветхом Завете стремились соответствовать например таким принципам справедливости как возмездие и соразмерность, что выражается всем известным принципом «око за око и зуб за зуб». Из этого принципа выводится и следующее положение Ветхого Завета:

«кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти».

Кроме того, Ветхий Завет устанавливает смертную казнь и за ряд нравственных и религиозных преступлений.

Ветхий Завет, действительно, не только допускает смертную казнь, но и в ряде случаев настаивает на ней.

Однако в Новом Завете несколько иная трактовка этого вопроса.

Священное Писание содержит места, в которых Христос определённо препятствует совершению правосудия.

Например, притча о блуднице, в которой Господь заступается за женщину. По нормам иудейского права она должна была быть предана смерти через побиение камнями. Но Иисус говорит: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень» (Ин. 8:7). Желающих стать первыми не нашлось, и тогда Господь обратился к женщине: «Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?» (Ин. 8:10) Она ответила, что никто. Тогда Иисус сказал ей: «И я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:11).

Впоследствии из этой женщины получилась проповедница и свидетельница Евангелия.

Христос говорит также: «Вы слышали, что сказано „око за око и зуб за зуб“. А Я говорю вам: не противься злому (Мф. 5:38-39) и любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас» (Мф. 5:44). И апостол Павел говорит: «Не мстите за себя убиенные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:19).

В эпоху Нового Завета уголовное право перестает быть частью религиозного закона, теряет свое абсолютное значение и переходит в сферу компетенции региональных властей и конкретной исторической эпохи.

Все, что осуждает Ветхий Завет, как зло, остается злом и в Новом Завете, но вид и мера возмездия за это зло уже более не определяется Божественным правом.

Таким образом уголовное право становится относительным и может изменяться исходя из соображений его усовершенствования и соответствия принятым конкретным общественным ценностям.

«Всемогущество Божие — это не только основа бытия и многообразия тварного мира, но и нравственная категория, — отмечает протоиерей Сергий Лепин. — Иногда миссией священника становится сказать человеку, совершившему преступление: общество не простит и не должно прощать тебя за то, что ты сделал, но Бог может тебя простить».

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» относительно смертной казни говорится:

«Особая мера наказания — смертная казнь — признавалась в Ветхом Завете. Указаний на необходимость ее отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной Церкви. Вместе с тем, Церковь часто принимала на себя долг печалования перед светской властью об осужденных на казнь, прося для них милости и смягчения наказания. Более того, христианское нравственное влияние воспитало в сознании людей отрицательное отношение к смертной казни. Так, в России с середины XVIII века до революции 1905 года она применялась крайне редко. Для православного сознания жизнь человека не кончается с телесной смертью — именно поэтому Церковь не оставляет душепопечения о приговоренных к высшей мере наказания.

Отмена смертной казни дает больше возможностей для пастырской работы с оступившимся и для его собственного покаяния. К тому же очевидно, что наказание смертью не может иметь должного воспитательного значения, делает непоправимой судебную ошибку, вызывает неоднозначные чувства в народе. Сегодня многие государства отменили смертную казнь по закону или не осуществляют ее на практике. Помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, Церковь приветствует такие шаги государственных властей. Вместе с тем она признает, что вопрос об отмене или неприменении смертной казни должен решаться обществом свободно, с учетом состояния в нем преступности, правоохранительной и судебной систем, а наипаче соображений охраны жизни благонамеренных членов общества».

Влияние христианства на вопрос смертной казни хорошо прослеживается на примере Руси.

Князь Владимир после крещения поначалу отказывался судить людей «Греха боюсь», — говорил князь Владимир. Но церковные иерархи, видя как страна погружается в хаос, настояли на том, чтобы князь взял в руки меч правосудия и властью, данной ему, повлиял на эту ситуацию. В 1072 г. сыновья Ярослава Мудрого составили в Киеве кодекс законов «Русская Правда», который не предусматривал смертной казни. «Русская Правда» была актуальна почти четыреста лет. Смертные приговоры выносились, но в виде исключения. В истории Руси смертная казнь законодательно была закреплена лишь в 1398 г. Двинской Уставной Грамотой. И всё же смертная казнь на Руси вплоть до 1905 г. была исключением.

Говоря о важности факта наличия смертной казни в нашей стране, необходимо заметить, что очень важно не только сохранить жизнь людей, которые приговорены к смертной казни, но важно еще сохранить жизни и души невинных законопослушных граждан. Протоиерей Глеб Каледа пишет:

«Не нами дана жизнь, и не нам ее отнимать — для православного здесь все ясно. Но мы не задумываемся о том, что калечим души тех, кому вменяем в обязанность (или разрешаем) быть палачами. Приговорами к высшей мере наказания мы воспитываем в сознании людей возможность убийства по своему или чужому решению, мы плодим палачей.

А это —последние ступеньки моральной деградации нации»

Священное Писание свидетельствует: милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, ибо: «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15. 17).

Александр А. Соколовский

2 Comments

  • admin

    Статья написана от души.Проблема видна не вооружённым глазом.Люди озлобились и за каждый просчёт или ошибку не говоря уже о преступлении готовы убить.
    Сколько убийств происходит на бытовом уровне?
    Ответ большинство.Вот где решение-в наших сердцах.Серость, злость, ненависть , какой и сколько вам пороков и грехов написать.
    А где слово любовь? А самое главное ЛЮБОВЬ-ЕСТЬ БОГ!!!
    «Идете и молитесь непристанно»-ещё вам одно изречение.Надо просить Бога ,что бы растопил наши чёрствые и жестокие сердца.

  • Татиана

    Практический случай. Недавно была собрана аудитория (человек 70) и что-то заговорили про смертную казнь. В итоге выступающий предложил проголосовать кто за отмену, кто против. «Против» — приблизительно 70%, а «за»- око 30. И главный аргумент — «а за что мы их кормить должны»?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *