Пятница, 29 марта
Shadow

Быть в церкви и являться Церковью!

«Не бойся: по пути ты не один пойдешь.
Не будешь ты один и если соскользнешь
С высокого пути…»
Владимир Набоков

Часть 2.

О смысле Богослужения
Православие — это мистическое «Тело Христово», глава которого Сам Христос. (см. Еф. 1; 22-23 и Кол. 1; 18, 24),
Безусловно, центром, стержнем церковной жизни является богослужение. И потому естественно, что именно через участие в нем, через молитву за богослужением человек входит в эту жизнь.
Слово является носителем и выражением смысла. И если мы хотим понять, что происходит в Церкви, то необходимо быть внимательными к слову. Не только к слову проповедника, стоящего на амвоне, но и к словам тех песнопений и молитвословий, из которых состоит богослужение. Посредством их человек может понять для себя, по большому счету, все.
Через богослужебные тексты раскрывается и нравственное учение Церкви, и её богословие.Через богослужение человеческая душа входит в таинственное общение с Богом.
Внимание к слову — это и есть настоящая молитва, которая без внимания невозможна.
Понимание смысла богослужения -очень важная составляющая правильного вхождения человека в церковную жизнь.
Церковь даёт человеку возможность быть с Богом, это лествица Иакова (Быт. 28, 10−22), по которой совершается восхождение от земли на Небо. И церковные богослужения становятся для нас как бы ступеньками этой лестницы, постепенно поднимающими нас выше и выше. Или, иначе, позволяющими нам спуститься как можно глубже в собственное сердце. Туда, где и происходит наша встреча с Богом.
Господь посылает Своих учеников, первых христиан, которых Сам называет малым стадом, в мир, где царствует тьма. Он посылает их с проповедью Евангельской истины, зная, с какой злобой встретят их, какие гонения и скорби их ждут.
Спаситель знает, что только помощь свыше сделает апостолов, пока еще обычных немощных людей, непоколебимыми, даст им веру и мужество, чтобы устоять перед напором врагов
Поэтому в молитве к Богу Отцу накануне Своих крестных страданий Он просит сохранить единство и веру Своих учеников от искушений и колебаний.
Эта молитва Христа перед Отцом Небесным (Ин. 17) есть Его молитва о Церкви, которую Он ободряет и укрепляет перед грядущими испытаниями.
«Не бойся, малое стадо (Лк. 12, 32), — говорит Он ученикам, а значит, и всем христианам, — Я с вами во все дни до скончания века… и создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (см. Мф. 28, 20; 16, 18).
По учению Священного Писания, христиане должны составлять единое целое — «одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 28).
Это значит, что Его последователи как члены Церкви (см. 1 Кор. 12:,27) пребывают в тесном общении и между собою, и с Ним. А это осуществляется особенно в богослужении, где все «единым сердцем и единомыслием» прославляют Святую Троицу. И, конечно же, полное единство всех нас друг с другом и с Господом достигается в таинстве таинств – Евхаристии (причащении Святых Тела и Крови Христовых).
Поэтому, как пишет архимандрит Киприан (Керн), «вне Церкви нет Евхаристии, и вне Евхаристии нет Церкви, нет и церковности, не может быть церковного единения». (12)
Жизнь в Церкви осуществляется через участие в Евхаристическом собрании, без которого не может быть Церкви. К ней принадлежит только тот, кто, вступив в нее, участвует в Евхаристическом собрании.
Незыблемость Церкви
Таинство Тела и Крови Христа есть сердцевина церковной жизни.
Отдельные члены Церкви могут иногда, полагаясь на свой собственный только разум, ошибаться и заблуждаться, но вся Церковь в целом — никогда.
Она, и только Она одна, Истинная Церковь -Непогрешима, потому что в Ней пребывает до скончания века Глава Ее — Сам Господь Иисус Христос (Мф. 28, 20), вдохновляет Ее и руководит Ею Дух Святый (Ин. 14, 16−17).
Это утверждение базируется на учении Слова Божия:, которое ясно выразил Апостол Павел : «Церковь Бога Живого — Столп и утверждение Истины» (1 Тим. 3,15).
Там, где Бог. там и Его благодать. Его сила, Его святость, Его победа.
«С нами Бог! Разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!» (Ис. 8, 9—10. 12—14. 17 — 18; 9, 2. 6).
Никакая ложь не свойственна Церкви, не терпима в Ней.
Кто лжет или впадает в заблуждение, тот невидимым Судом Божиим тотчас же отсекается от Тела Церкви, отпадает от Нее, тем самым теряя надежду спасения, и может опять воссоединиться с Нею только через искреннее покаяние.
Христиане призваны хранить истину, быть верными истине. Об этом и говорит апостол Павел, наставляя христиан: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» (Рим. 16,17).
«Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию» (Фил. 2, 2−3).
«Мы призваны так соединиться со Христом, чтобы стать реально частицами, членами Его Тела — так же реально… как веточка соединена с лозой, как часть дерева составляет одно с самим деревом…» (13)
Восхождение ко Христу
В церкви как в «теле» существует иерархия. Есть священство, есть миряне.
Cама же служебная иерархия в Церкви Христовой установлена самим Христом:
Апостол Павел говорит «И он поставил одних Апостолами, других — пророками, иных — Евангелистами, иных — пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для создания тела Христа, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в муже совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф4, 11 — 13). Никто в Церкви не берет сам на себя священнического служения, только призванный и законно поставленный через таинство рукоположения: «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом как и Аарон» (Евр 5, 4).
Как «Тело» Церковь едина. Характеризуя Церковь, архиепископ Аверкий констатирует : «Православная Церковь — это не «монополия» клириков, это не только их «дело», как думают невежественные и чуждые церковного духа. Церковь это не собственность того или иного иерарха или священника. Это теснейший духовный союз всех правильно верующих во Христа, стремящихся благочестиво соблюдать заповеди Христовы, с единственной целью — наследовать то вечное блаженство, которое Христос Спаситель уготовил нам, если они по немощи согрешают, то искренно каются и стремятся «принести достойные плоды покаяния » (Лк.З; 8). (14)
Чрезвычайно важен для человека сам процесс вступления в церковь. Здесь не может быть поверхностного, а тем более формального подхода. «Прием в Церковь не совершается через простую декларацию желающего в нее вступить. Церковь не есть общество людей, объединенных одной верою. Церковь есть народ Божий, образованный Богом для Себя, с которым Бог заключил Завет на Голгофе, собранный Богом в теле Христа.
Как новое рождение и как рождение сверху (Ин.3,7) вступление в Церковь есть творческий акт, совершаемый Духом, а потому вступающий в Церковь становится новой тварью во Христе»(15).
Став частью Церкви Христовой человек в меру духовного возраста начинает восхождение по лестнице ведущей ко Христу. И эдесь главное осознать то, что без Христа нет и Его Церкви. Церковь Божия во Христе и там где Иисус Христос там и Церковь Его.
Ради Христа и во имя Христа
Мы причащаемся Тела и Крови Христовых (в Святых Тайнах), чтобы самим быть членами Тела Христова (Церкви).
Все греховное до некоторой степени удаляет нас из Церкви и от Церкви; вот почему над каждым кающимся читается в молитве при исповеди: «Примири, соедини Святей Твоей Церкви».
Христианин через покаяние очищается, соединяется теснейше со Христом в причащении Святых Тайн, но потом опять оседает на него пыль греха и отдаляет от Христа и Церкви, почему снова нужны покаяние и причащение.
Русский богослов проф. В.И Экземплярский:писал «Жизнь наша так коротка, и сами мы такие маленькие, что чуть известное явление проживет десятки или сотни лет, как мы уже готовы мыслить его непреходящим, а треск и мишурный блеск истории принимаем за выражение подлинной силы и величия. Эта наша духовная близорукость и приводила нередко к тому, что Церковь принимала на себя суд и высказывала суждения по таким вопросам жизни, которые никакого отношения к Богу и нашему спасению не имеют. Пока Церковь верна истине и такою признаёт Единого Бога и Его дела, до тех пор сама Церковь стоит среди моря житейской суеты и бури подобно несокрушимой скале. Но как только Церковь забудет о своей духовной высоте и начнет судить о мирском, как в то же мгновение сама обратится из тихой пристани в корабль, носимый и потопляемый волнами человеческой суеты и злобы».(16)
Прот. Александр Шмеман в работе «Авторитет и свобода в Церкви» выразил следующее рассуждение: «Нам нужно внутренне освободиться, отделаться в самих себе от страха, от казенщины, от лукавства. Только тогда мы снова поймем и ощутим, что Церковь — это не организация и не авторитет, а тело, напоенное Духом, в котором нам дана потрясающая возможность верить друг другу в свободе. “Дети, берегите себя от идолов”. Но, как ни страшно это сказать, сама церковь может стать “идолом”. И она становится идолом всякий раз, когда “ради пользы Церкви” нас призывают черное назвать белым, неправду правдой, зло добром, всякий раз, что “ради Церкви” уничижается Дух Святой, “ради” Которого и Которым она только и существует. Церковь не есть “высшая ценность”. Она существует для того, чтобы Святой Дух приходил и все время освобождал и отпускал “измученных на свободу”. В каком-то смысле ничего и никогда не нужно делать “ради Церкви”, а только знать, что когда мы живем и поступаем ради Христа и по Христу, тогда мы — в Церкви и Церковь…» (17)

Ссылки
1. Сщмч. Иларион (Троицкий), — Христианства нет без Церкви pravbeseda.ru
2. Церковь www.wordofrevival.org
3.Церковь -slovari.yandex.ru/
4. А.С. Хомяков Церковь одна. Библиотека «Вехи» 2001
4. Там же
5. М.А. Новоселов. Письма Друзьям. М.: Изд-во Православного Богословского Свято-Тихоновского института, 1994.
6 Архим.. Аверкий (Таушев) Церковь перед лицом отступления Свет православия.Изд. Макариев-Решемской Обители, 1998.
7.Иоанн Златоуст Толкование на 1-е посл. к коринфянам. www.patriarchia.ru
8. Иоанн Златоуст Толкование . на . Посл. к Ефесянам . predanie.ru/lib/book/68220/
9. Там же
10. Там же
11.Прот. Георгий Флоровский Богословские статьи. О церкви azbyka.ru
12. Архим. Киприан (Керн). Евхаристия., Изд.Храма святых бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана 2006
13.Иером. Иларион (Алфеев) Таинство веры. М., 1998. .
14 Арх. Аверкий (Таушев) Церковь перед лицом отступления Свет православия, Христианский собеседник.Издание Макариев-Решемской Обители, 1998.
15. Прот. Н. Афанасьев Вступление в Церковь azbyka.ru
16.Проф. В.И. Экземплярский Жизнь и Свет : Богословские беседы М. : ПСГТУ, 2009. —
17.Прот.А. Шмеман Авторитет и свобода в Церкви lib.rus.ec

Иерей Евгений Шваб
Александр А. Соколовски

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *