Пятница, 12 августа
Shadow

«БУДЕМ ПОМНИТЬ О ТОМ, ЧТО ГЛАВНОЕ ТОРЖЕСТВО И ГЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК – ЭТО РОЖДЕСТВО ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА», СВЯЩЕННИК ИГОРЬ ВАСЬКО

С раннего детства для большинства из нас одним из самых любимых праздников был и остается Новый год. Однако далеко не все задумывались, почему он связан с такой радостью, зачем мы его ждем с нетерпением и в чем источник такого отношения к переходу от одного года к другому. Ведь, действительно, рационально трудно объяснить то значение, которое имеет для нас Новый год. Можно, конечно, говорить о том, что грядущий год связан с новыми надеждами или радостью о том, что миновали проблемы старого. Но очевидно, что это не совсем удовлетворительные ответы.

На самом деле все несколько проще и понятнее. Как Луна светит не своим светом, а отраженным от Солнца, так и Новый год несет в себе радость, которую он воспринимает от другого праздника – Рождества Христова.

До Революции 1917 года у нас, как сегодня в Европе и Америке, праздновали именно Рождество, а Новый год прятался глубоко в тени этого великого Праздника, хотя, конечно, и имел какое-то значение. И елка ставилась тоже именно на Рождество. При этом и в Европе, и у нас этот обычай окончательно и повсеместно утвердился лишь в 19 веке, а Дед Мороз – это уже совсем персонаж века 20-го.

Однако после революционных событий вместе с отменой празднования Рождества была запрещена и елка как символ этого праздника, хотя произошло это только в 1929 году. Тогда в газетах писалось, что рождественская ёлка – это поповский обычай, который нужно искоренять, поскольку «религиозность ребят начинается именно с ёлки».

Но продолжалась эта борьба с «буржуазными пережитками» не долго.  28 декабря 1935 года в газете «Правда» с личного разрешения Сталина появилась небольшая заметка, в которая призывала, чтобы: «в школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах – везде должна быть детская елка!». Эта заметка в центральной газете молниеносно стала руководством к действию, и 1936 год многие советские люди встречали с ёлкой.

При этом не сразу, но через некоторое время праздничная елка перестала связаться в народном сознании с Рождеством. И по мере того как менялось поколение, все остальные атрибуты, которые раньше сопровождали рождественские торжества, стали уже принадлежностью нового праздника. А самое главное – с Новым годом стали связываться и те переживания, которое дарило раньше Рождество Христово – радость, надежда на лучшее и вера в чудо. Все то, что Новый год сам по себе никак не мог принести людям.

Слава Богу, сегодня мы можем праздновать не только Новый год, но и Рождество Христово. И отрадно, что в сознание многих людей снова возвращается понимание значения этого великого Праздника и осознание, что, на самом деле, является подлинным источником радости в эти дни. Апостол Павел так описал смысл того, что произошло в Рождественскую ночь: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16). И в этих словах заключен смысл, совершенно непостижимый человеческим разумом.

Мы празднуем Рождество Христово, пришествие в мир Сына Божия. Бог во всех религиях и во всех философских системах бесконечно больше сотворенного мира, во всех смыслах. Он настолько выше нашего материального бытия, что многие философы даже были уверены, что ему нет никакого дела до того, что происходит в подлунном мире, а тем более до каждого отдельного человека.

Но христианская вера говорит о другом. Бог сам становится человеком, во всем похожим на нас, кроме греха. Тот, кто беспредельно выше не только земного, но и ангельского бытия, рождается младенцем, который, как и каждый человек, проходит все ступени возрастания и взросления. И то, каким образом Господь приходит в этот мир, тоже очень важно. Бог мог прийти сюда великим героем, мог родиться в богатом дворце или, по крайней мере, в доме знатного вельможи. А Он рождается в Вифлеемской пещере.

Мы уже привыкли к умилительным открыткам, на которых изображен Младенец-Христос, рядом с которым Пресвятая Богородица и домашние животные. Но ведь родился Иисус в пещере не потому, что так хотели Мария и Иосиф. Просто в человеческих домах и гостиницах не оказалось места, и Бог рождается в простом хлеву. С этого момента начинается тот путь великого смирения Христова, который заканчивается на Кресте. Он приходит к людям для того, чтобы подарить им спасение и радость, а в человеческих домах не хватает для Него места…

Уже многие столетия люди праздную Рождество Христово. И свет этого праздника, его великая радость настолько глубоко вошли в нашу культуру, наше сознание, что их невозможно просто так потерять. Поэтому даже не очень верующие люди в дни празднования Нового года и Рождества Христова переживают глубокую радость, хотя и не всегда осознают её источника и смысла.

Но возникает законный вопрос. Если мы понимаем, что главный праздник – это Рождество, то можно ли праздновать Новый год и как это правильно делать? Думаю, что ко всему нужно относиться разумно и без фанатизма. Мы привыкли к Новогодним торжествам, они для нас стали привычными и естественными. Тем более, что в нашей культуре это во многом семейный праздник. Поэтому ничего нет плохого в том, если мы не переходя границы разумного, отметим это праздник дома или с друзьями, сходим в церковь на новогодний молебен и поблагодарим Господа за прошедший год и попросим помощи на год предстоящий. Но при этом будем помнить о том, что главное торжество и главный праздник – это Рождество Господа нашего Иисуса Христа.

Священник Игорь Васько