Болезнь и скорбь – зло или благо для человека?

Борисенко Татьяна Клавдиевна, заместитель директора Духовно-просветительского центра имени святителя Георгия (Конисского) Могилевской епархии, — о болезни и скорбях (размышления).

Смысл жизни не в том, чтобы ждать, когда закончится гроза,

Он в том, чтобы научиться радоваться дождю…

Вивиан Грин

Тяжелая болезнь – это не просто удар по здоровью или безвыходная ситуация, в которой от нас мало что зависит. Это труднейшее испытание личных качеств человека, это очень важный поединок нашей жизни, который может принести нам самую большую победу – победу над собой — или тяжелое поражение в виде депрессии или даже суицида. Чтобы победить, нужно оценить любую ситуацию с духовной точки зрения.

В чем же причина болезни? В чем секрет счастья и благополучия человека?

Еще Адаму и Еве было сказано, что за совершенный грех непослушания у них будут в жизни скорби.  «Отнимите грех, и болезней не будет, ибо они бывают у нас от греха», — наставлял преподобный Серафим Саровский.

Проблемы духовного и телесного состояния человека тесно взаимосвязаны. Часто необходимо просто изменить свое отношение к миру, к себе и своей болезни, выбрать жизнь, встать на путь исцеления. Известны многочисленные случаи, когда, казалось бы, полный инвалид — без ног, без рук — радуется каждому лучику солнца, живет более полной жизнью, чем другой человек с полным набором конечностей и полным отсутствием духовности. Многие инвалиды – очень светлые люди. Они способны утешить других, находящихся в гораздо лучшем состоянии здоровья. С болезнью можно и нужно бороться.

Мы постоянно всем недовольны, хотя у всех есть все для нормальной жизни, но все время хочется чего-то большего. Более «крутую тачку», предметы одежды, дом и т.д. Нет предела совершенству. При этом желательно не особо утруждать себя учебой, работой, прочими соответствующими «нудными» спутниками красивой жизни. Что происходит? Неуправляемые приступы агрессии на любую мелочь, не заслуживающую внимания, – зачем?

Зависть – один из тяжелейших грехов. Казалось бы, почему, что такого страшного, если я чему-то или кому-то позавидую? Дело в том, что человек, завидуя успехам другого, вольно или невольно пожелает, чтобы это хорошее у другого побыстрее прошло, и будет радоваться, если у другого случится что-нибудь плохое. Ты что – умнее всех (или красивее, или спортивнее)? Вспомним классический пример Моцарта и Сальери, к чему может привести грех зависти.

Уныние – также большой грех.  Болеющий человек всегда спрашивает – за что мне, моему мужу, ребенку? Почему именно мне? А надо спрашивать – для чего? Часто заболевший человек озлобляется, замыкается в себе. Правильно ли это? Интересно то, как отреагировали славяне на страшную угрозу заболевания тяжелым вирусом с неизвестными последствиями. В ситуации пандемии многие из них стали волонтерами, заботясь о слабых и немощных, объединив свои усилия, многим помогли реальной помощью, а не высокими словами. В это непростое время по-разному открылся каждый коллектив. Многие, кто никогда не держал в руках иголку, даже профтехучилища и школы начали шить маски и другие необходимые для борьбы с эпидемией предметы. Рискуя своим здоровьем, ринулись в бой вчерашние студенты-медики.

Примечательно, что в самый разгар заболеваний наш Президент на Пасху был в храме, молясь за вверенную ему страну. Жизненно важный вопрос выживаемости белорусского народа вселяет надежду на исцеление общества, на то, что руководство нашей страны понимает роль духовности в жизни человека и всячески способствует ее развитию.

Карантин и самоизоляция дали каждому человеку уникальную возможность переосмыслить и обдумать свою жизнь. В наше бурное время, когда при помощи самолета за несколько часов можно облететь полмира, мы не можем остановиться ни на минуту. Все быстрее, все больше скорости, мощности Интернета, мобильной связи, айфонов, телефонов и прочей современной техники, которая якобы устанавливает связи, а на самом деле фактически разъединяет людей. Все эти якобы «бесплатные» минуты приводят к бесполезной болтовне, когда люди уже и не знают, о чем говорить, впустую тратят то очень дорогое, что есть у них – время, которое можно было бы, например, использовать для общения с детьми, страдающими от отсутствия материнской ласки. В итоге — тяжкий грех празднословия,  к которому добавляется грех осуждения, из-за которого рождаются сплетни, сеются раздоры между друзьями и близкими.

Мы не хотим задумываться над тем, почему так участились бури и ураганы, землетрясения, страшные наводнения и прочие катаклизмы. Может быть, природа, как живой организм, уже не может справляться и очищать тот поток сквернословия, косноязычия, матерщины, агрессии и ярости в людях? Давно доказано, что если проклинать растения, то они погибнут. Так и у человека от такого напора грязи развиваются онкологические и другие проблемы со здоровьем. Наши бабушки молились за своих детей, и те выходили живыми из пекла войны. Много монастырей ежедневно и еженощно возносили молитву за всех. Как говорится, молиться – кровь свою проливать (если, конечно, молиться по-настоящему, а не изображать из себя «великого молитвенника» за все человечество).  Давно известно, что гораздо тяжелее молиться за свою семью и полюбить ближнего,  чем все человечество в целом. А ведь наукой доказана сила не только слова, но и мысли – то, что мысль материальна и может воздействовать на окружающих.

Грех стяжательства – страсть к накоплению. Когда-то в «Вечорке» я прочитала статью про «смертную уборку». Не имелось в виду, что ты уже завтра умрешь (хотя всегда надо быть готовым предстать пред Богом). Просто мы настолько обвесились и обставились совершенно ненужными вещами. А реклама настойчиво зовет — еще, еще, купи это, купи то, использует всевозможные психотехники, яркие и заманчивые картинки, лингвистические приемы воздействия на психику. Зачем нам столько всего? Не пора ли действительно отдать лишние вещи тому, кто в этом нуждается, и не только одежду. Можно отдать уже прочитанные книги в тюрьму, в дом престарелых, еще куда-нибудь. Оказать помощь продуктами небогатой соседке.

Интересно, что у известного российского певца Филиппа Киркорова 30 апреля, в самый разгар пандемии, был день рождения, который он провел в своей семье очень скромно. Он сказал, что будет продавать некоторые свои концертные костюмы (а это огромная коллекция одежды, занимающая большую площадь), а деньги отдаст на благотворительность. Это достойный поступок, потому что одежда для него – это часть сценического образа.

Как же важно заглянуть внутрь себя во время всякого тяжелого испытания, понять, что я сейчас могу и должен исправить в своей жизни. Если болезни  — как личные, так и всего общества в целом, — следствие греха, то осознание этого, исправление через покаяние – это и есть путь к исцелению человека, это и есть тот путь, который приводит к благу.

Античный философ Аристотель весьма проницательно и обоснованно считал, что смысл жизни состоит в достижении счастья. Но счастье – не в чувственных удовольствиях. С точки зрения этических добродетелей, счастье состоит в достижении блага, а благо есть не наслаждение, а сообразная с добродетелью деятельность. Секрет счастья и благополучия человека заключается в том, что если человек любит Бога и исполняет Его Заповеди, он будет счастлив. Монах в монастыре Ганина Яма, на месте гибели Царской Семьи, сказал, что он не променял бы даже один час жизни в обители  на всю свою прежнюю жизнь, и сейчас он по-настоящему счастлив, не имея привычных в нашем понимании благ, так необходимых нам для «полного счастья».

oroik.by

Похожие записи:
Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.



Unix-хостинг предоставлен компанией HOSTER.BY