Икона «Святая Троица»

 Основу  сюжета  иконы   «Святая  Троица»  составляет  библейский  сюжет  из  Ветхого  Завета  (Бытие,  глава 18),  когда  к  праотцу  Аврааму  и  его  жене  Саре  у  мамврийского  дуба  явился  Бог  в  лице   трех  мужей:    «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь».  После  трапезы  мужи  предсказали  супругам,  что  у  них  родится  сын.  Но  те  не  могли  этому  поверить,  так  как  были  глубокими  стариками: «рассмеялась Сарра, сказав: "неужели я действительно могу родить, когда я состарилась"?   И  услышала  ответ -  «Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын».   И  чуть  далее   Господь  говорит  Аврааму:   «От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем.»

       В  этом  сюжете  многие  богословы  видят  прообраз  Пресвятой  и  Единосущной  Троицы.  «Авраам встречает трех, поклоняется единому. Узрев трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы единому, – исповедал Единого Бога в Трех лицах»  -  пишет  Блаженный  Августин (О граде  Божьем. Гл. 26).  Авраам,  видя  перед  собой  трех  мужей,  обращается  к  ним  в  единственном  числе «Владыко».   Вот  эту  встречу  Авраама  и  Сары  с  Господом  называют  в  иконописи  Ветхозаветной  Троицей.

      Существует  много  икон  ветхозаветной  Троицы.  Ранние  изображения  (до  иконы  Андрея  Рублева)  глубоко  историчны – на  них  изображалась  бытовая  сцена:  три  ангела (мужа)  сидят  под  дубом  за  накрытым  столом,  рядом  Авраам,  Сара,  всевозможные  атрибуты  сервировки  стола,  отрок,  закалывающий  тельца.  Говорить  о  прообразе  Святой  Троицы  здесь  невозможно.  Эти  изображения  называли  «Гостеприимство  Авраама».

      Православная  Церковь  допускает  только  символическое  изображение  Святой  Троицы,  так  как  непосредственное  изображение  противоречило  бы   концепции  вечного, непостижимого и триединого Бога: «Бога не видел никто и никогда» (Ин.1:18).

     «Троица Святая неизобразима в своем существе, и если Церковь и имеет и чтит изображение Святой Троицы, то изображение это никак нельзя почитать как изображение существа Божия, и нельзя это изображение рассматривать как изображение естества Божия, но следует, думается нам, отнестись к этой иконе как к изображению глубочайшим образом символическому, и только так этот образ может быть совершенным. Вне символического разумения иконы Святой Троицы не может быть правильного почитания ее, и, можно сказать, - не может возникнуть самое изображение Святой Троицы»  -  пишет  Инок  Григорий.(2).

      Преподобный  Андрей  Рублев  сумел  изобразить  на  своей  иконе  главный  догмат  христианства:  Бог  един  в  трех  лицах – Бог  Отец,  Бог  Сын,  Бог  Святой  Дух.  В православном  учении  Троица  именуется  Единосущной,  Нераздельной,  Живоначальной  и  Святой.    Преподобный  Андрей  Рублев  отказался  на  своей  иконе  от  подробностей  сюжета  Ветхого  Завета:  на  его  иконе  отсутствуют  Авраам,  Сара,  отрок,  сервировка  стола  изменилась -  на  нам  только  чаша.  Чаша -  Символ  жертвы  и  икона  наполнилась  совершенно  другим  содержанием -  это  уже  не  трапеза – совершается  Таинство  Искупительной  жертвы.

       Все  центральное  место  иконы  занимают  три  ангела.  Принцип  Единосущности  трех  ипостасей  Бога  передан  на  иконе  изображением  фигур  ангелов  однотипно,  все  они  наделены  равным  достоинством. Каждый  из  ангелов  изображен  с  жезлом  в  руке.    Нераздельность у Рублева видна из того, что изображенные ангелы объединены  стоящей  на  престоле  жертвенной чашей, символом евхаристической жертвы.  На  иконе  есть  еще  несколько  символов.  Маврийский  дуб – дерево -  символизирует  дерево  жизни -  указывает  на  живоначальность  Троицы,  Гора воплощает святость Троицы, а дом — Божие  Домостроительство.

     Ангелы  на  иконе  изображены  одинаково,  но  есть  и  различие.  И  естественно  возникает  вопрос,  какое  лицо  Святой  Троицы  с  каким  ангелом  отождествлять,  ведь  иконописцем  по  этому  вопросу  ничего  не  указано  Можно  выделить  три  мнения  к  этому  вопросу. (1).

     Согласно  одному  мнению  в  центре  расположен  Бог Отец,  по  правую  руку   от  Отца  (одесную) –  Бог  Сын,  соответственно  с  другой  стороны  Бог Святой  Дух.  Это  толкование  показывает  иерархичность  личностных  отношений  внутри  Святой  Троицы,  Хочу  подчеркнуть,  что  именно  личностных.  От Бога Отца извечно рождается Бог Сын, и исходит Бог Святой Дух. Центральное место на иконе (условно главное) отдается, таким образом, Богу Отцу – «Отец Мой более Меня» (Ин. 14:28).

     Согласно  второго  мнения  слева  расположен  Бог  Отец,  в  центре  Бог  Сын,  соответственно  справа  Бог Святой  Дух.  Ангелы  расположены  в  порядке  определенном  Символом  Веры – Бог  Отец,  Бог Сын,  Бог Святой  Дух,  в  том  порядке, который заключен в словах молитвы Господней: "Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя".

    Согласно  третьей  точки  зрения,  выраженной  решением  Стоглавого  Московского  Собора  1551г.  икона  должна  рассматриваться,  как  единое  целое, запрещается отмечать на иконе Святой Троицы различные ипостаси: «У Святой Троицы пишут перекрестье ови у среднего, а иные у всех трех. А в старых писмах и в греческих подписывают «Святая Троица», а перекрестье не пишут ни у единого. А иные подписывают у среднего «IС ХС Святая Троица». И о том ответ. Писати живописцем иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Ондрей Рублев и прочий пресловущии живописцы, а подписывать «Святая Троица». А от своего замышления ничтоже претворяти(А от своих представлений ничего не дописывать)».  Нужно  отметить,  что  в  качестве  образца  написания  икон  Святой  Троицы  Собор  рекомендовал  творение  Андрея  Рублева.

    Но я  солидарен  с  мнением  академика Бориса Раушенбаха: «Несомненно, однако, что проблема отождествления ангелов и Лиц имеет второстепенный характер. Ведь как бы ни решался вопрос о соответствии между ангелами и Лицами, Троица продолжает оставаться лишь Троицей. Меняется лишь толкование жестов, но никак не кардинальное качество иконы, которым естественно считать полноту выражения догматического учения о Троице».

     По толкованию греков, образ Троицы — не только воплощение Триединого Божества, но и образ веры, надежды и любви. И  хотя  «он не в иконостасе Троицкого собора, но обращен к людям, в большинстве своем далеко отстоящим от Церкви. Образ Троицы близок не только людям, никогда не покидавшим Церковь, но и далеко ушедшим от нее, и даже, как это ни странно, враждебным ей. И надо в этом усматривать изволение Самой Живоносной Троицы. Это благовестие, влекущее всех к источнику неиссякаемой жизни...»(2).

       Источник:

  1.  http://iconkuznetsov.ru/index.php?sid=359&did=12

      2   Инок  Григорий (Круг)      Мысли  об  иконе   http://www.hram-veshnjaki.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3061:2011-10-24-22-19-18&catid=100:everyone-know&Itemid=155

Статью подготовил Игорь Зайцев

Похожие записи:


Unix-хостинг предоставлен компанией HOSTER.BY